14 мая 2013 г.

Нил Стивенсон — Анафем (4/4)



&  Космос словно не замечает времени. Оно существенно только для нас. Его привносит наше сознание. Мы строим время из мгновенных впечатлений, протекающих через наши органы чувств. Затем они уходят в прошлое. Что мы называем прошлым? Систему записей в нашей нервной ткани – записей, излагающих связную историю.

&  Всякий, даже самый элементарный план ведёт к грандиозной неразберихе, когда тысячи людей пытаются осуществить его одновременно. Темнота возводит количество неразберихи в квадрат, спешка – в куб.

&  – Авоська – по крайней мере физически – исправна. Но есть низкоуровневый сбой в динамике репутонового пространства.
     – Когда вы, ита, называется что-то «низкоуровневым», вы хотите сказать, что это нечто действительно существенное, верно?
     – Да. {...} Вскоре после своего создания – тысячелетия назад – авосеть стала практически бесполезна из-за того, что её забила неточная, устаревшая или лживая информация.
     ...большое значение приобрели фильтры от мусора. Возникли компании, зарабатывающие на таких фильтрах. Некоторые коммерсанты придумали ловкий способ увеличить свои доходы: они отравили колодец. Начали нарочно замусоривать авосеть, вынуждая людей покупать их программы. Создали системы, чьей единственной целью было запускать в авосеть мусор. Причём хороший мусор.
     – Что значит «хороший мусор»?
     – Ну, «плохой мусор» это, например, неформатированный документ из случайных букв. «Хороший мусор» – прекрасно отформатированный, грамотно написанный документ, содержащий сто правильных, проверяемых предложений и одно слегка неверное. Генерировать хороший мусор куда труднее. Сперва для этого нанимали людей. Они по большей части брали готовые документы и вносили ошибки: скажем, заменяли одно имя на другое. Но настоящий размах это дело приняло, лишь когда им заинтересовались военные. {...}
     Никто и глазом не успел моргнуть, как праксис просочился в коммерческий сектор и распространился по жизнестойким экосистемам бесхозных ботнетов. Не важно. Суть в том, что наступили своего рода Тёмные века авосети, продолжавшиеся, пока мои предшественники-ита не нашли методы борьбы с этим явлением...

Можно быть уверенным в надёжности обороны, лишь если подвергаешься непрестанным атакам.


&  – Я не хочу быть на мировом пути, где мои друзья погибли, – сказал я. – Перенеси меня обратно.
     – Никого нельзя перенести и никакого «обратно» нет, – сказал Джад. – Можно только двигаться самому, и только вперёд.

&  – Фраа Джад?
     – Да, фраа Эразмас?
     – Что случается с человеком после смерти?
     – Ты уже знаешь об этом столько же, сколько я.

&  Надо тщательно выбирать объект для сомнений.

&  Гипотеза, что я на небесах, временно возобладала. Но нет, так не бывает. Небеса надо заслужить.

&  – У нас правило: богопоклонники могут приходить, если только они не убеждены в своей правоте. Тем, кто уверен в своей правоте, у нас делать нечего.

&  У [философа по имени Эмерсон] было полезное снизарение насчёт разницы между поэтами и мистиками... Мистик накрепко привязывает символ к одному значению, которое в ту минуту правильно, но скоро становится ложным. Поэт, напротив, видит истину, когда она истинна, но понимает, что символы подвижны и значение их всё время меняется.

&  Ороло сказал, что чем больше он узнаёт о сложности сознания и космоса, с которым оно так неразрывно и загадочно связано, тем отчетливее видит в этом некое чудо: не совсем в том смысле, в каком употребляют это слово богопоклонники, ибо он считал его вполне природным. Скорее он хотел сказать, что эволюция нашего сознания из неодушевлённой материи прекраснее и удивительнее всех чудес во всех религиях мира. И потому он склонен не доверять всякой системе мышления, религиозной или теорической, которая претендует на объяснение этого чуда и, таким образом, пытается положить ему предел.
  ... Однако, давая начало новому, мы одновременно завершали многое из того, о чём шла речь на этих страницах, так что здесь я провожу на листе черту и заканчиваю рассказ.”

--
Послесловие автора.
Послесловие переводчика.
Σ Фантастически научно. Науки и научной фантастики хватило бы на сотню романов т. н. НФ.


Комментариев нет:

Отправить комментарий