1 авг. 2018 г.

Терри Пратчетт — Делай деньги (2/8)


&  – А как, ты предполагаешь, [банк] работает?
     – Ну, берете деньги богачей, ссужаете их подходящим людям под проценты и возвращаете как можно меньше этих процентов.
     – Да, а каков подходящий человек?
     – Кто-то, кто может доказать, что ему не нужны деньги?
     – О, как цинично. Но общую идею ты ухватил.
     – Не бедным, значит?
     – Только не в банках, мистер Липовиг. Никому, чей доход меньше полутора сотен долларов в год. Для этого изобрели носки и матрасы. Мой покойный муж всегда говорил, что единственный способ сделать деньги на бедняках – это оставить их бедняками.

&  – ...я проверяю каждое вычисление. Ни одна ошибка мимо меня не пройдет, можете на это рассчитывать. Ошибка, сэр, – это хуже, чем грех, по причине того, что грех часто зависит от точки зрения, личного мнения или даже определенного времени, но ошибка – это факт, и она требует исправления.

&  Черт. Он забыл древнюю истину: когда пристально наблюдаешь, позаботься о том, чтоб никто пристально не наблюдал за тобой.

&  Тот, кто говорит, что честного человека не обманешь, сам таковым не является.

&  Они были и впрямь тем, что называли «старыми деньгами», что значило, что эти деньги сделаны так давно, что черные делишки, которые когда-то наполняли сундуки, теперь стали исторически неуместными. Забавно: о бандите-отце предпочитали молчать, а вот пра-пра-пра-пра-пра-дедушкой-пиратом-рабовладельцем можно было хвастаться направо и налево. Время превращало злобных ублюдков в негодяев, а негодяй – слово с огоньком в глазах, и в нем нет ничего постыдного.

&  – Люди, которые понимают банки, довели его до того состояния, в котором он пребывает сейчас, – заметил Ветинари. – И я стал правителем Анк-Морпорка не потому, что понимаю город. Как и банковское дело, город понять удручающе просто. Я стал правителем, заставив город понимать меня.

&  – В Таймс, похоже, думают, что я намереваюсь национализировать Королевский Банк, – сообщил Ветинари.
     – Национализировать? – переспросил Мойст.
     – Украсть, – перевел Ветинари. – Не знаю, откуда берутся такие слухи.
     – Полагаю, даже у тиранов есть враги? – сказал Мойст.
     – Как всегда, хорошо сказано, мистер Липвиг.


Комментариев нет:

Отправить комментарий