30 июл. 2012 г.

Родриго Кортес — Часовщик (1/5)

“Часовщик
  “Возбужденная толпа вывернула из-за угла, и Томазо положил руку на эфес — рев становился все более угрожающим. ...
&  – В том, что всю жизнь делал Олаф Гугенот, я не вижу никакого вреда! А если нет вреда, не может быть и наказания. Это и есть основы правосудия.

&  – Знаешь, Исаак, ты, пожалуй, прав: это закончится жуткой войной, – признал он при очередном визите к старому еврею.

&  Господь, создавший весь этот механизм, год от года вызывал у него все меньше уважения. Уже то, что он спалил Содом и Гоморру, говорило о полном отсутствии у Бога такого важного для любого часовщика качества души, как терпение.
    Нет, часовщик имел право переплавить любую из своих шестеренок. Однако, если верить истории о потопе, то во всем мире у Господа оказался лишь один удачный узел – Ной да его семья. Все остальное на поверку оказалось никуда не годным.
    Господа оправдывало только то, что, судя по Библии, этот мир был первым его механизмом, – отсюда столько понятных ошибок. Но вместо того чтобы шаг за шагом довести мир до идеала, Господь, похоже, просто опустил руки. Ибо несовершенство мира, его откровенная недоделанность сквозили во всем.

&  Невзирая на столь низкое происхождение, Бруно чувствовал свою избранность. Просто потому, что видел мир таким, какой он есть. Бруно не мог этого доказать, но давно уже понимал, что вселенная – это механизм. Он был настолько отвратительно склепан и отрегулирован, что даже сезоны года – основа основ – не выдерживали ритма. Весна могла запросто запоздать, а осень длиться и длиться. А уж люди... эти были способны на самое вопиющее отступление от правил механики. И главным виновником всего беспорядка во Вселенной был не кто иной, как его Создатель.
    – У хорошего мастера и часы не врут...

&  Позже Томазо подмечал эту закономерность почти в каждом предприятии: стоит внушить противнику, что все кончилось, как он тут же раскисает и подставляет самое уязвимое место. Он отточил этот обманный прием до совершенства.

&  Олаф всегда был хорошим механиком, а потому и сумел донести до приемного сына истину о первородном грехе. Ибо допустил его не Адам с его умом только что отлитой шестеренки, а Господь, когда сделал то, чего на этапе доводки не позволил бы себе ни один уважающий себя часовщик, – пустил все на самотек. Понятно, что шестерни стали своевольно менять положение, и дошло до того, что Богу даже пришлось смазывать Вселенские куранты кровью собственного Сына. Но толку от этого было чуть.

&  Вечные призывы Церкви Христовой к покаянию выглядели причитаниями слабого мастера, отчаянно опасающегося, что его часы вот-вот встанут. Ну а угроза концом света более всего напоминала истерику, когда мастер принимается ломом крушить все, что с таким трудом регулировал, да так и не довел до конца.
    – Говорю вам, задумайтесь... ибо скоро время... – где-то далеко гнусавил блаженный.
    Бруно усмехнулся. Если кто и должен был задуматься, так это сам Господь. Но Он, вместо того чтобы терпеливо учиться ремеслу, так и продолжал причитать над никуда не годными и чрезмерно капризными шестернями.


&  Тщательно проинструктированные ученые мужи, большей частью из крещеных евреев, то есть люди, подготовленные всесторонне, поставили основной вопрос дня: действительно ли Христос – мессия и не грешат ли евреи, отрицая Его Пришествие.
    Понятно, что раввины вызов приняли и с пеной у рта в течение нескольких дней выкладывали свои аргументы – достаточно сильные, следует признать. Самые грамотные указывали на то, что Иисус не мог быть не только мессией, но даже евреем, поскольку изгнание бесов в свинью с последующим утоплением свиньи в море – исключительно греческий обычай. Ни один еврейский пророк к свинье даже не прикоснулся б. Вызывало сомнения раввинов и то, что могила Иисуса была вскрыта учениками, что для еврея равносильно осквернению – и себя, и могилы. Но большей частью раввины напоминали, что пришествие мессии должно привести к общему благоденствию, а поскольку такового не наблюдается, то, значит, и мессии еще не было.
    И тогда в действие вступила Христианская Лига. Не вдаваясь в теософские детали, активисты из монахов и мирян объяснили народу главное: обещанное пророками благоденствие не наступило именно потому, что этому сознательно мешают евреи.
    – Почему нам все время денег не хватает? – задавали риторический вопрос члены Лиги. – Да потому что все деньги у менял! А менялы большей частью кто? Евреи.

&  – Монету уцененную чеканят лишь потому, что королю не хватает золота, – терпеливо объясняли члены Лиги, – а все золото в руках у евреев!
    И когда до людей начинало доходить, предъявлялся последний – теперь уже сугубо религиозный – аргумент:
    – Они же не признают завета Христова: «Отдай последнюю рубашку»! Именно от этого все зло и неправда!
    И в конце концов простые арагонцы, уже представившие себе, как здорово было бы, если бы все евреи и мавры, евангелисты и гугеноты, гранды и купцы отдали простым людям все свои рубашки, начали соглашаться.
    Вот тогда за подписью короля и королевы вышел новый указ. Отныне на всей территории Арагона и Кастилии евреям было запрещено заниматься обменом монеты и предоставлением богопротивных ссуд под проценты.
    Потому что только так можно было достичь обещанного пророками всеобщего благоденствия.

&  – Что делать будем, отец? Может, бросить все и уехать?
    – У меня есть обязательства по вкладам.
    – Много?
    – Достаточно, – кивнул Исаак. – Ты же понимаешь, что деньги на военный заем, который я предоставил сеньору Франсиско, откуда-то должны были взяться. {...} Я должен вернуть людям деньги и завершить все кредитные и ссудные операции. Это вопрос моей чести и чести всей нашей семьи. Мы возвращаемся.

&  – Уверяю вас, фаворит Изабеллы вовсе не глупый человек. Уж он-то понимает, куда все катится...
    Еврей задумчиво хмыкнул.
    – И что теперь? Король ведь не может пойти на попятную и снова разрешить евреям ростовщичество. Это – вопрос его чести.
    – Совершенно верно, – кивнул Томазо. – Запрет короля останется в силе, но выход есть.
    – И какой? – живо заинтересовался главный меняла страны.
    – Принять христианство.
    Еврей растерянно моргнул и тут же покрылся красными пятнами.
    – Вы предлагаете нам предать веру отцов?! – даже привстал из-за стола донельзя оскорбленный старейшина.
    – Да никто этого от вас и не ждет, – по-свойски подмигнул ему Томазо. – Но уж по одному-то человеку от каждой семьи окрестить можно? Чистая формальность, а семейное дело спасете. {...}
    – А вам-то это зачем? – внезапно насторожился еврей. – Вы ведь, как я понимаю, человек Церкви?
    – А вы думаете, Церковь любит проигрывать? – хмыкнул Томазо. – А так – и вам хорошо, и мы свое реноме сохраним.

&  – За что?
    – Как за что? – улыбнулся Томазо. – За ересь. Если быть совсем уж точным, за жидовскую ересь.
    Он еще долго и с удовольствием наблюдал, как это работает – с точностью хорошо отлаженного часового механизма. Крещеные евреи, даже те из них, кто искренне принял Христа как Спасителя, прокалывались как раз на таких вот мелочах.
    Стоило еврею помыться или надеть чистую рубаху, выпустить из мяса кровь или выбросить несъедобные с его точки зрения железы – и приговор был готов. В конце концов их начали брать даже за то, что новохристианин по умыслу или по ошибке поел мяса барана, зарезанного евреем, или по обычаю проверил остроту ножа ногтем.
    Далеко не всех из них ставили на костер; более всего инквизиторам нравилось приговаривать уличенных в мелких проступках евреев к прибиванию рук и ног гвоздями – на час, на два, на день... Но по какой бы причине крещеный еврей ни попадал в Инквизицию, его обязательно приговаривали к конфискации имущества. А поскольку все ссудные и обменные лавки по внутрисемейным соглашениям были записаны как раз на крещеных, они мгновенно переходили в руки приемщиков Инквизиции, а после выплаты доли доносчика – Церкви и Короне. Ловушка сработала – да еще как!

&  – Алгебра («al-hebrew»)... явно жидовская ересь. Заноси.

&  – Это же дети! Не губите!
    Бруно покачал головой:
    – Святая Инквизиция никогда не трогает детей. Мы арестуем только женщин старше двенадцати и мужчин старше четырнадцати лет.

&  Дело было вовсе не в учениках; дело было в книгах. Истребление еврейских оригиналов Ветхого Завета более всего походило на замену рабочих чертежей. Такое бывает, когда старый мастер внезапно умрет, а преемник хочет сэкономить на металле. И тогда рождается новый чертеж, а старый, дабы у заказчика не было повода усомниться в том, что он получил заказанное, бросается в огонь.

&  Проблема уходила корнями в долгое противостояние трех крупнейших центров христианства – Александрии, Константинополя и Рима. Каждый центр называл себя Римом (Византия – Рома, Ромея; Египет – Миц-Рим, Миц-Раим), каждый считал себя столицей мира и, само собой, каждый имел собственную версию происхождения христианства. И лучшие позиции были, пожалуй, у Александрии.

Далее


Комментариев нет:

Отправить комментарий