Как это работает все вместе
& СортировкаПодобно спасателям, только что приступающим к своей работе на месте катастрофы, родителям для начала нужно выяснить масштаб проблемы и определить очередность действий. Тем из вас, кто задыхается под грузом нерешенных проблем, я советую начинать с двусторонней атаки на сон и поведение.
& С каким поведением разбираться в первую очередь? Ответ довольно прост: с тем, которое доставляет вам больше всего беспокойства и которое буквально доводит вас до белого каления.
& Руководство по сборке инструментов для починки семьи
- Шаг 1: четко опишите проблему. Секрет успеха заключается в точности определения. Опишите проблему так, чтобы ее понял любой, кто не знаком с вашей семьей.
- Шаг 2: о чем говорит поведение ребенка? Если вы дадите правильный ответ, то дальше будет легче. Если дадите неправильный ответ, то весь план провалится. Неплохо будет в дальнейшем время от времени возвращаться к этому шагу и проверять, правильно ли вы все поняли. Самая главная ловушка, подстерегающая вас на этой стадии, это стремление объяснить все с негативной точки зрения... Высказывание от лица ребенка и позитивная точка зрения нужны для того, чтобы получить более точное представление о его мыслях. Например: «Я вылезаю из кровати, потому что мне страшно в темной комнате; мне хочется прижаться к маме и папе, потому что так я буду чувствовать себя в безопасности». & В определенном смысле дети – это довольно простые существа, с очень простыми потребностями. Иногда нам кажется, что они нарочно нам вредят или мстят за что-то, но чаще всего оказывается, что это не так. Чаще всего они испытывают очень простые желания.
- Шаг 3: что заставляет такое поведение повторяться? Для того чтобы какое бы то ни было поведение продолжало повторяться, оно должно приносить что-то положительное. Если поведение совсем ничего не приносит и совершенно не стоит потраченных на него усилий, оно постепенно угасает. Это верно в отношении любого поведения – как взрослых людей, так и детей. & В общем случае ребенок всегда либо получает то, что хочет, либо избегает чего-то нежелательного. Вам нужно просто выяснить, что хорошего приносит ему плохое поведение.
- Шаг 4: четко опишите цель. Ключевой момент здесь – точность определения. «Хорошо вести себя в школе» – это не цель. {...} Лучше описать цель так: «Хорошо заниматься в школе; выполнять все, что скажет учитель; на уроках не отвлекаться, не разговаривать и не получать замечания».
- Шаг 5: определите шаги и инструменты. Описывая модель для обучения полезным навыкам, лучше всего разбить цель на конкретные шаги... Как только цель разбита на подобные шаги, становится понятно, какие инструменты можно использовать для каждого шага.
& Твердо стойте на своем
Попросить, приказать, сделать.
Можно пересматривать кое-какие шаги, вносить поправки в план действий, но нельзя поворачивать назад и сдаваться. Даже несмотря на слезы и мольбы.
Попросить, приказать, сделать.
Быть родителем означает быть диктатором. Добрым, сострадательным, душевным, но диктатором. Модель коллегиального руководства с представительством всех заинтересованных сторон в семье не работает.
Попросить, приказать, сделать.
Пусть даже дети кричат, что ненавидят вас. Не слушайте их. Пусть они расстраиваются – дети быстро приходят в себя после небольшой встряски. Отправить ребенка спать пораньше еще не значит нанести ему психологическую травму на всю жизнь. И грустная рожица на диаграмме тоже не сделает его несчастным на всю жизнь.
Вежливо попросите.
Твердо прикажите.
А затем поступите, как должен поступать уверенный в себе родитель.
Метод | Возраст | Уровень проблемы* | Основные достоинства |
---|---|---|---|
Направленное внимание | От 18 мес. | Низкий—средний | Непосредственно поощряет хорошее поведение и подавляет плохое |
Переключение | От 6 мес. | Низкий—средний | Прекрасный способ избавиться от конфликтов в 90% случаев |
Диаграмма с наклейками | 3.5—4 года | Низкий—высокий | Предоставляет стимулы и структуру для перехода от плохого поведения к хорошему |
Тайм-аут | От 3 лет | Высокий | Эффективный способ избавиться от плохого поведения |
Лестница неминуемой судьбы | От 6 лет | Средний—высокий | Сочетает преимущества диаграммы с наклейками и тайм-аута, а также предотвращает отрицательные эмоции и напряжение |
Обучение навыкам | От 4 лет | Низкий—высокий | Хороший способ обучить детей новым навыкам и предотвратить возникновение проблем в дальнейшем |
& [Повторение – мать учения]
- Запомните три самых главных слова.
- Любить детей легко, находить в этом удовольствие трудно.
- Дети – это пираньи.
- Поощряйте хорошее, игнорируйте плохое.
- Детям нужны границы.
- Старайтесь быть последовательными.
- Не прощайте ужасного поведения.
- Обязательно составляйте план.
- Любое поведение – это общение.
- Не сражайтесь с хаосом.
& Приспосабливайся или погибни – вот закон воспитания. Его должны усвоить все родители, если они не хотят проиграть сражение со своими детьми.
* * * * *
& Было бы неплохо сказать, что со временем все утрясется и станет легче, но, по всей видимости, это не так.
& «Если нам повезет, мы так и не увидим конца истории наших детей». Это совершенно очевидно, но раньше я об этом почему-то не задумывался.
& Наша работа – воспитание детей – заключается не просто в том, чтобы научить их поглощать завтрак без сопротивления, быть вежливыми и не капризничать целый день напролет. В конце концов, задача родителей заключается вовсе не в этом.
По большому счету, мы учим их писать свою историю.
... Наша задача – научить их жить. Наступит день, когда они отправятся в самостоятельное плавание, и от нас зависит, какими принципами они будут руководствоваться, принимая самостоятельные решения.
Мы должны научить их быть хорошими людьми.
Мы должны научить их отличать хорошее от плохого и поступать правильно даже тогда, когда это труднее всего.
Мы должны научить их защищать слабых и давать отпор негодяям.
Мы должны научить их стремиться к совершенству и в то же время довольствоваться тем, что у них есть.
Мы должны научить их гордиться собой.
Мы должны научить их отстаивать свои убеждения и выступать против того, что они считают неправильным.
Мы должны научить их уважать других людей.
И прежде всего, мы должны научить их любить и быть любимыми.
Мы записали лишь несколько первых строчек в истории их жизни, и впереди еще много пустых страниц. Скоро они возьмут из наших рук перо и станут писать продолжение сами.
... А что напишут ваши дети?”
Комментариев нет:
Отправить комментарий