5 июл. 2012 г.

Найджел Латта — Прежде чем ваш ребенок сведет вас с ума (10/10)



Как это работает все вместе

Сортировка
    Подобно спасателям, только что приступающим к своей работе на месте катастрофы, родителям для начала нужно выяснить масштаб проблемы и определить очередность действий. Тем из вас, кто задыхается под грузом нерешенных проблем, я советую начинать с двусторонней атаки на сон и поведение.

&  С каким поведением разбираться в первую очередь? Ответ довольно прост: с тем, которое доставляет вам больше всего беспокойства и которое буквально доводит вас до белого каления.

Руководство по сборке инструментов для починки семьи
  • Шаг 1: четко опишите проблему.
  • Секрет успеха заключается в точности определения. Опишите проблему так, чтобы ее понял любой, кто не знаком с вашей семьей.
  • Шаг 2: о чем говорит поведение ребенка?
  • Если вы дадите правильный ответ, то дальше будет легче. Если дадите неправильный ответ, то весь план провалится. Неплохо будет в дальнейшем время от времени возвращаться к этому шагу и проверять, правильно ли вы все поняли. Самая главная ловушка, подстерегающая вас на этой стадии, это стремление объяснить все с негативной точки зрения... Высказывание от лица ребенка и позитивная точка зрения нужны для того, чтобы получить более точное представление о его мыслях. Например: «Я вылезаю из кровати, потому что мне страшно в темной комнате; мне хочется прижаться к маме и папе, потому что так я буду чувствовать себя в безопасности». &  В определенном смысле дети – это довольно простые существа, с очень простыми потребностями.     Иногда нам кажется, что они нарочно нам вредят или мстят за что-то, но чаще всего оказывается, что это не так. Чаще всего они испытывают очень простые желания.
  • Шаг 3: что заставляет такое поведение повторяться?
  • Для того чтобы какое бы то ни было поведение продолжало повторяться, оно должно приносить что-то положительное. Если поведение совсем ничего не приносит и совершенно не стоит потраченных на него усилий, оно постепенно угасает. Это верно в отношении любого поведения – как взрослых людей, так и детей. &  В общем случае ребенок всегда либо получает то, что хочет, либо избегает чего-то нежелательного. Вам нужно просто выяснить, что хорошего приносит ему плохое поведение.
  • Шаг 4: четко опишите цель.
  • Ключевой момент здесь – точность определения. «Хорошо вести себя в школе» – это не цель. {...} Лучше описать цель так: «Хорошо заниматься в школе; выполнять все, что скажет учитель; на уроках не отвлекаться, не разговаривать и не получать замечания».
  • Шаг 5: определите шаги и инструменты.
  • Описывая модель для обучения полезным навыкам, лучше всего разбить цель на конкретные шаги... Как только цель разбита на подобные шаги, становится понятно, какие инструменты можно использовать для каждого шага.

Твердо стойте на своем
    Попросить, приказать, сделать.
    Можно пересматривать кое-какие шаги, вносить поправки в план действий, но нельзя поворачивать назад и сдаваться. Даже несмотря на слезы и мольбы.
    Попросить, приказать, сделать.
    Быть родителем означает быть диктатором. Добрым, сострадательным, душевным, но диктатором. Модель коллегиального руководства с представительством всех заинтересованных сторон в семье не работает.
    Попросить, приказать, сделать.
    Пусть даже дети кричат, что ненавидят вас. Не слушайте их. Пусть они расстраиваются – дети быстро приходят в себя после небольшой встряски. Отправить ребенка спать пораньше еще не значит нанести ему психологическую травму на всю жизнь. И грустная рожица на диаграмме тоже не сделает его несчастным на всю жизнь.
    Вежливо попросите.
    Твердо прикажите.
    А затем поступите, как должен поступать уверенный в себе родитель.



МетодВозрастУровень проблемы*Основные достоинства
Направленное вниманиеОт 18 мес.Низкий—среднийНепосредственно поощряет хорошее поведение и подавляет плохое
ПереключениеОт 6 мес.Низкий—среднийПрекрасный способ избавиться от конфликтов в 90% случаев
Диаграмма с наклейками3.5—4 годаНизкий—высокийПредоставляет стимулы и структуру для перехода от плохого поведения к хорошему
Тайм-аутОт 3 летВысокийЭффективный способ избавиться от плохого поведения
Лестница неминуемой судьбыОт 6 летСредний—высокийСочетает преимущества диаграммы с наклейками и тайм-аута, а также предотвращает отрицательные эмоции и напряжение
Обучение навыкамОт 4 летНизкий—высокийХороший способ обучить детей новым навыкам и предотвратить возникновение проблем в дальнейшем

&  [Повторение – мать учения]
  • Запомните три самых главных слова.
  • Любить детей легко, находить в этом удовольствие трудно.
  • Дети – это пираньи.
  • Поощряйте хорошее, игнорируйте плохое.
  • Детям нужны границы.
  • Старайтесь быть последовательными.
  • Не прощайте ужасного поведения.
  • Обязательно составляйте план.
  • Любое поведение – это общение.
  • Не сражайтесь с хаосом.

Приспосабливайся или погибни – вот закон воспитания. Его должны усвоить все родители, если они не хотят проиграть сражение со своими детьми.

* * * * *

&  Было бы неплохо сказать, что со временем все утрясется и станет легче, но, по всей видимости, это не так.

&  «Если нам повезет, мы так и не увидим конца истории наших детей». Это совершенно очевидно, но раньше я об этом почему-то не задумывался.

&  Наша работа – воспитание детей – заключается не просто в том, чтобы научить их поглощать завтрак без сопротивления, быть вежливыми и не капризничать целый день напролет. В конце концов, задача родителей заключается вовсе не в этом.
    По большому счету, мы учим их писать свою историю.
    ... Наша задача – научить их жить. Наступит день, когда они отправятся в самостоятельное плавание, и от нас зависит, какими принципами они будут руководствоваться, принимая самостоятельные решения.
    Мы должны научить их быть хорошими людьми.
    Мы должны научить их отличать хорошее от плохого и поступать правильно даже тогда, когда это труднее всего.
    Мы должны научить их защищать слабых и давать отпор негодяям.
    Мы должны научить их стремиться к совершенству и в то же время довольствоваться тем, что у них есть.
    Мы должны научить их гордиться собой.
    Мы должны научить их отстаивать свои убеждения и выступать против того, что они считают неправильным.
    Мы должны научить их уважать других людей.
    И прежде всего, мы должны научить их любить и быть любимыми.
    Мы записали лишь несколько первых строчек в истории их жизни, и впереди еще много пустых страниц. Скоро они возьмут из наших рук перо и станут писать продолжение сами.
  ... А что напишут ваши дети?”

Комментариев нет:

Отправить комментарий