10 июл. 2012 г.

Колин Маккалоу — Первый человек в Риме (3/3)



&  Никому не нравится человек, удирающий с общественными деньгами. Особенно когда этих денег так много.

&  Амбиции без таланта — самая опасная вещь в мире.

&  "Буквально через неделю Эквиций стал героем для всех римских торговцев, владельцев лавочек, ремесленников, мелких землевладельцев — цвета третьего, четвертого и пятого классов. Ты понимаешь, кого я имею в виду. Они боготворят землю, по которой ходили братья Гракхи, все эти маленькие, честные, трудолюбивые люди, которые не часто ходят голосовать, но чувствуют себя намного выше вольноотпущенников и простолюдинов. Тот сорт людей, которые слишком горды, чтобы принять милостыню, но не слишком богаты, чтобы вынести астрономические цены на зерно."

&  — О, какое блаженство вновь откинуться на ложе, как приличествует цивилизованному человеку! Я так долго сидел за столом прямой как палка на твердых деревянных скамьях, что начал уж думать, будто обеденные ложа видел только во сне. И как хорошо опять стать во всем умеренным! И галлы, и германцы делают все в избытке: едят и пьют, пока не облюют друг друга, или голодают до полусмерти, потому что совершают набеги или идут сражаться, даже не подумав взять с собой что-нибудь поесть. Но какие они неудержимые, Гай Марий! Храбрые! Если бы им хоть одну десятую нашей организованности и самодисциплины, их было бы не победить.

&  — Вино, вино, вино! Нектар богов, бальзам для больного сердца, клей для разбитой души! Как же я жил без него?.. Мне наплевать, если я за всю свою жизнь никогда больше не увижу рога пива или кружки меда! Вино — это цивилизация! Ни отрыжки, ни газов, ни раздувшегося живота. От пива человек становится ходячей цистерной.


&  Любовь — для многих. Сантименты — для некоторых. Человек должен сражаться во имя многих и никогда во имя меньшинства... Разве что у него будет возможность делать и то, и другое.

&  — Царь, убивший своих соперников, — задумчиво промолвил Марий. — Воистину по-варварски! Уничтожь соперника в споре или на суде, и он будет жить, чтобы продолжить борьбу. У каждого человека должны быть соперники. Если они живы, он выделяется среди них, потому что он лучше их. А если они мертвы — никого нет, среди кого он мог бы выделяться. Какое удовлетворение можно получить, убив их всех?

&  — Я больше никогда, Гай Марий, не отращу ни волос, ни усов, не уйду далеко от земель Внутреннего моря. Моему римскому желудку не нравятся мясо, молоко, масло, овсяная каша. Мне не нравится жить без ванны, мне не нравится пиво.

&  Женщина легко может симулировать сексуальное желание, но мужчина не в состоянии имитировать ни желания, ни тем более удовольствия. Если по природе мужчины более правдивы, чем женщины, думал Сулла, так это потому, что у них между ног есть такой поборник истины, который в вопросе секса никогда не обманет. И это каким-то образом окрашивает все аспекты жизни мужчины. Если и существует рациональная причина возникновения тяги мужчины к мужчине, так это потому, что тут в истинности желаний партнера сомневаться не приходится.

&  "Вредно думать сначала о других, потом уж о себе. Другие люди могут этого не заслуживать. Я говорил тебе, что я скептик? Ну что ж, я скептик. А иногда — немного киник."

&  — Мое сознание, мои принципы, сама моя жизнь зависят от этого решения! Хорошо, я заплачу штраф и уеду в изгнание на Родос. Но клятвы я не дам! Вы слышите меня, почтенные сенаторы? Я — не — дам — клятвы! Я не могу поддерживать то, чему противится все мое существо. Что считается более тяжким преступлением? Дать клятву соблюдать закон, против которого восстает душа, или не давать подобной клятвы? У каждого будет свой ответ. Мой ответ: худшее преступление — дать такую клятву.

&  — И все же я обскачу их, Аврелия! Потому что я — лучший конь на скачках!
    — И что же будет, если приз окажется не стоящим скачек? Он широко открыл глаза, удивленный ее глупым вопросом:
    — А он никогда и не стоит затраченных усилий! Никогда! И не поэтому мы принимаем участие в гонках. Когда нас запрягают, чтобы сделать семь кругов, мы состязаемся сами с собой. Что еще может двигать Гаем Марием? Он — лучший конь на поле боя. И он обгоняет самого себя. И я — тоже. Я могу это сделать. И я сделаю это! Но это имеет значение лишь для меня.

  ... Но глаз не отвел.”


Венок из трав (Владыки Рима — II)

Комментариев нет:

Отправить комментарий