5 окт. 2021 г.

Малкольм Гладуэлл — Разговор с незнакомцем:

Почему мы ошибаемся в людях и доверяем лжецам


цитаты,Малкольм Гладуэлл,Разговор с незнакомцем,psychology,
  “Как-то раз, много лет тому назад, родители навещали меня в Нью-Йорке, и мне захотелось немного пошалить: я поселил их в гостинице Mercer. ...
&  Иногда лучший разговор между незнакомцами – тот, который и позволяет им таковыми оставаться.

&  Загадка № 1: почему мы не понимаем, когда незнакомец врет нам в глаза?

&  Загадка № 2: почему зачастую мы заочно судим о незнакомце более точно, чем после личной встречи с ним?

&  Пронин называет это явление «иллюзией асимметричной проницательности». Она пишет:
     «Убежденность в том, что мы понимаем окружающих лучше, чем они нас, и что мы можем знать о них нечто такое, чего не знают они сами (но это работает только в одну сторону, все прочие не настолько проницательны), заставляет нас говорить там, где надо бы послушать, и нетерпеливо отвергать жалобы других на то, что их неверно поняли илинесправедливо оценили».

&  Нам кажется, что мы легко можем заглянуть в душу другого человека, сколь бы поверхностно ни знали его. Мы без колебаний беремся судить об окружающих. Разумеется, по отношению к себе мы ничего подобного со стороны других не допускаем. Ну как же: мы ведь натуры тонкие, сложные и трудно постижимые. А у незнакомца всё как на ладони.
     Однако на самом деле незнакомцы далеко не так просты, как нам кажется, – вот едва ли не самая важная мысль, которую я хочу донести до читателей этой книги.

&  Шпионы обводят нас вокруг пальца не потому, что они необыкновенно умны. Просто что-то неладно с нами самими.

&  Правда у нас в приоритете: мы исходим из предположения, что все, с кем мы вступаем в контакт, ведут себя честно. В этом и заключается феномен презумпции правдивости.

&  Чтобы отключить презумпцию правдивости, нужен, как называет это Левин, «спусковой крючок». И тут просто подозрения или укола сомнения будет недостаточно. От презумпции правдивости мы отказываемся, только когда получаем явные свидетельства того, что наше исходное представление неверно. Иначе говоря, мы ведем себя не как ученые-скептики, кропотливо собирающие свидетельства в пользу истинности или ложности теории, прежде чем сделать вывод. Мы поступаем ровно наоборот: начинаем с веры и прекращаем верить, только лишь когда больше уже не можем отмахнуться от своих сомнений и опасений.

&  Сомнение – не враг веры, а ее спутник.

Комментариев нет:

Отправить комментарий