24 мая 2011 г.

Карлос Руис Сафон — Игра ангела (3/5)



&  – Молчание необходимо, когда у человека нет ничего за душой и сказать ему нечего. Молчание творит чудеса – даже законченный осел целую минуту будет выглядеть мудрецом.

&  – Для начала я хотел бы спросить, что для вас означает вера.
    Я ненадолго задумался.
    – Я никогда не был религиозным человеком. Вместо того чтобы верить или не верить, я сомневаюсь. Сомнение – вот моя религия.
    – Очень благоразумно и весьма буржуазно. Но, выбрасывая мячи за линию, не выиграть матча. Почему, по-вашему, на протяжении всей истории то появляются, то исчезают верования разного толка?
    – Не знаю. Думаю, тут играют роль социальные, экономические и политические факторы. {...} Я не силен в истории.
    – История – это клоака биологии, Мартин.
    – Я пропустил этот урок в школе.
    – Такие уроки не преподают в классах, Мартин. Этот урок мы усваиваем, опираясь на здравый смысл и жизненный опыт. Подобные уроки никто не хочет учить, и именно поэтому мы должны проанализировать его тщательнейшим образом, чтобы успешно справиться с нашей задачей. Коммерческая прибыль в значительной степени проистекает из неумения других решить простую и насущную проблему.
    – Мы говорим о религии или экономике?
    – Терминологию выбираете вы.

&  – Человеческое существо верит, как дышит, чтобы выжить.
    – Ваша собственная теория?
    – Это не теория, а статистика.
    – Мне приходит в голову, что как минимум три четверти населения земного шара едва ли согласятся с подобным утверждением.
    – Бесспорно. Если бы они соглашались, то не являлись бы потенциальными верующими. Невозможно никого заставить воистину уверовать в то, во что ему нет нужды верить исходя из биологических потребностей.
    – Стало быть, вы считаете, что человеку на роду написано жить обманутым?
    – Человеку на роду написано выживать. Вера есть инстинктивный ответ на явления бытия, которые мы не в состоянии объяснить рационально, будь то пустая мораль, которую мы воспринимаем во Вселенной, неотвратимость смерти, загадка происхождения вещей, смысл нашей собственной жизни или отсутствие такового. Это элементарные вопросы, в высшей степени простые, но свойственная нам ограниченность мешает найти верные ответы на них. И по этой причине мы в качестве защитной реакции выдаем эмоциональный ответ. Все очень просто и относится исключительно к области биологии.
{! И кагбэ в подтверждение -- мнение учоных: "Человек «предрасположен» к вере". !}


&  – Следуя вашей логике, получается, что все верования или идеалы – всего лишь вымысел.
    – Любое истолкование и наблюдение за реальностью волей неволей является вымыслом. В данном случае корень проблемы заключается в том, что человек – животное, наделенное душой, – заброшен в бездушный мир и обречен на конечное существование с одной только целью – чтобы не прерывался естественный жизненный цикл вида. Невозможно выжить, постоянно пребывая в состоянии реальности, во всяком случае, для человеческого существа. Большую часть жизни мы проводим во сне, особенно когда бодрствуем. Чистейшая биология, как я и сказал.

&  – Природа представляет собой большой свободный рынок. Закон спроса и предложения работает на молекулярном уровне.

&  – Интеллектуал – это, как правило, персонаж, который как раз не отличается высоким интеллектом. Он присваивает себе подобное определение, компенсируя слабость природных способностей, которую подсознательно ощущает. Это старо как мир, и так же верно: скажи мне, чем ты похваляешься, и я скажу, чего у тебя нет. Знакомая история. Невежда прикидывается знатоком, жестокий – милосердным, грешник – святошей, ростовщик – благотворителем, раб – патриотом, гордец – смиренным, вульгарный – утонченным, дуралей – интеллектуалом. Повторю снова: все является делом рук, творением природы, а она даже отдаленно не напоминает сильфиду, воспеваемую поэтами. Она жестокая, ненасытная мать. И ей необходимо питаться существами, которых она рождает, чтобы поддерживать свою жизнь.

&  – Я ищу противоположность интеллектуалу, то есть человека умного. И я его уже нашел.
    – Вы мне льстите.
    – Даже больше, я вам плачу. И очень хорошо, поскольку это единственная по-настоящему лестная вещь в нашем продажном мире. Не советую принимать вознаграждение, если оно не напечатано на обратной стороне чека. Оно приносит пользу только тем, кто их дает.

&  – Вы говорите об управлении эмоциями и чувствами. Не проще ли было бы убеждать людей с помощью разумных рассуждений, простых и понятных?
    – Нет. Невозможно начать рациональный диалог с человеком о верованиях и понятиях, которые он не способен воспринять разумом. О чем бы ни шла речь, о Боге, расе или национальной гордости. Для этого мне необходимо более мощное средство, чем обычное риторическое рассуждение. Мне необходима сила искусства, сценическая постановка. Нам кажется, что нам внятны слова песни, но верим мы им или нет, зависит от музыки.

&  Человеку не дано осознать масштабы алчности, притаившейся в глубине его души, пока он не услышит сладостный звон монет в своем кармане.

&  На жизненном пути не встречается ничего такого, чего мы не знали бы заранее. Мы не узнаём ничего важного в жизни, а только вспоминаем.

&  Спросив себя, за что мне все это, и предпочитая не угадывать ответ, отправился домой с отчетливым ощущением, что весь мир – тюрьма, откуда невозможно убежать.

^  Вдруг я увидел ее. Она притулилась, скорчившись на крыльце у какой-то двери в убогой тесной щели между старыми домами, именовавшейся улицей Москас.
{ + (боковой переулочек Москас (Mosques) — самая узкая улица в городе) }

&  – Понятия не имею, откуда у девочки взялся такой характер. Наверное, все беды из-за того, что она слишком много читала. А ведь нас предостерегали монахини. Еще мой отец, царствие ему небесное, говорил: в день, когда женщинам разрешат учиться читать и писать, мир покатится в пропасть.

&  Porca miseria ~= Вот невезуха!

&  – Пожалуй, ... начало большинству конфессий было положено неким событием или личностью, более менее исторически достоверными. Однако очень быстро учение перерастает в социальное движение, подчиненное соответствующим политическим, экономическим и общественным интересам группы, воспринявшей эти верования.
    Львиная доля мифологии, которой обрастает любая доктрина, начиная от богослужения и заканчивая нормами и табу, создается бюрократией, возникающей по мере эволюции учений, а не проистекает из гипотетического сверхъестественного явления, породившего их. Большая часть безыскусных и миролюбивых историй представляет собой симбиоз здравого смысла и фольклора. Но они непременно в конце концов получают воинственный заряд, а он формируется в результате позднейших интерпретаций первоначальной идеи, если не откровенных искажений, допускаемых вождями. Проблема руководства и возникновение иерархии занимают ключевое место в рамках развития вероучения. Истина на первых порах открывается всем. Однако вскоре появляются личности, считающие своим правом и долгом истолковывать, распоряжаться и в случае надобности изменять истину во имя общего блага. С этой целью они создают организацию, могущественную и потенциально репрессивную. Это явление, а биология учит нас, что подобное свойственно любой социальной группе животных, немедленно превращает доктрину в элемент политического контроля и борьбы. Ссоры, войны и разногласия становятся неизбежными. Рано или поздно слово становится плотью, а плоть истекает кровью.

&  – Суть вопроса заключается всего-навсего в том, верить или не верить, не давая себе труда задуматься о причинах и истоках.

&  – Знаете, что самое лучшее в разбитых сердцах?.. То, что разбить сердце можно только один раз. Потом на нем остаются лишь царапины.

&  – О, интеллектуалы! {...} Почему, любопытно, чем меньше у человека есть что сказать, с тем большей напыщенностью и педантизмом он излагает свои скудные мысли? Кого они хотят обмануть, весь мир или самих себя?

&  – Возможно, отчасти ваша проблема заключается в том, что вы читали комментаторов, а не первоисточники. Распространенная ошибка, однако фатальная, если вы хотите узнать нечто полезное. {...}
    – Подозреваю, что ученые и теоретики не внушают вам доверия.
    – Я никому не доверяю, Мартин, а особенно тем, кто канонизирует сам себя или друг друга. Теория суть практика немощных.

&  – Признайтесь, вы читали Библию? {...}
    – Допустим, отрывочно, – пробормотал я.
    – Так я и думал. Почти все так делают. Серьезная ошибка. Каждый должен прочесть Библию. Читать и перечитывать. Верующий человек или нет, не важно. Я перечитываю Библию один раз в год как минимум. Это моя любимая книга.
    – А вы верующий или скептик?
    – Я профессионал. И вы тоже. То, во что мы верим, никак не влияет на результаты нашей работы. Вера или неверие есть проявления малодушия. Можно знать или не знать, точка.
    – Тогда я, пожалуй, не знаю ничего.
    – Следуйте в этом направлении, и вы повторите путь великого философа. А между делом прочитайте Библию от корки до корки. Это одна из самых грандиозных историй, когда-либо рассказанных на свете. И не совершите ошибки, спутав Слово Божие с индустрией культа, которая существует за счет него.



Комментариев нет:

Отправить комментарий