РУБИКОН
1 ЯНВАРЯ — 5 АПРЕЛЯ 49 ГОДА ДО P. X.
& — Сенат издал чрезвычайный декрет.1 ЯНВАРЯ — 5 АПРЕЛЯ 49 ГОДА ДО P. X.
— Тебя объявили врагом народа!
— Нет, — спокойно ответил Цезарь. — Настоящим врагом Рима оказалось право трибунов на вето. Как все-таки boni схожи с Суллой! Вечный поиск внутреннего врага, а не внешнего.
& — Значит, ты не возьмешь с собой тринадцатый легион? — спросил с легким напряжением Гиртий.
Цезарь сидел, как всегда, в чуть расслабленной позе. Спокойный, невозмутимый, не знающий ни сомнений, ни страхов, одним своим видом демонстрируя несокрушимое превосходство над всеми. Таких обычно не любят, но этого человека любили. Его легаты, его солдаты, его офицеры. А за что? А за то... за то... о, за что же?! Да, похоже, за то, что он был таким, каким каждый мужчина хотел бы видеть себя!
& ... К вечеру десятого января тринадцатый легион достиг Рубикона и, не останавливаясь, его пересек. Лагерь было приказано ставить на другом берегу.
& — Ты заметил, что он говорит так, словно возвращать из ссылок людей в его власти? Похоже, он уверен в победе.
— Он не уверен. Он точно знает, что победит.
— Но ведь на все воля богов!
— А кто их любимец? Помпей? Катон? Ерунда! Удача сопутствует тем, кто ее не упускает. Шансы на благосклонность Фортуны имеются у любого. Но мы, слепцы, их не видим. А он видит все. И обращает все обстоятельства в свою пользу. Вот почему он любимец богов. Им нравятся умные люди.
& — Червяк! Я убил бы его!
— И сделал бы мучеником? Нет уж, благодарю! Если я правильно оценил его, он вскоре сам обесценит событие, денно и нощно болтая о том, что случилось. Болтать неразумно.
& — Второй Сулла.
— О нет. Только не Сулла. В нем нет его пороков.
— Но сможешь ли ты служить автократу?
— Думаю, да. По одной причине. Рим сейчас нуждается в Цезаре. В его твердой руке. Но сам Цезарь при том уникален. Впоследствии никому не удастся его заменить.
— Тогда хвала богам, что у него нет сыновей.
— А также родичей, могущих претендовать на наследование его положения. ...
Комментариев нет:
Отправить комментарий