29 апр. 2012 г.

Карлос Руис Сафон — Тень ветра (1/4)

“Карлос
  “Я как сейчас помню то раннее утро, когда отец впервые повел меня на Кладбище Забытых Книг. ...

^ Мы с отцом жили в небольшой квартирке на улице Санта-Ана, неподалеку от церковной площади.

&  Некоторые вещи видны только в сумерках.

&  – Это заповедное место, Даниель, святилище. Каждый корешок, каждая книга из тех, что ты видишь, обладает душой. В ее душе живут души тех, кто книгу писал, тех, кто ее читал и жил ею в своих мечтах. Каждый раз, когда книга попадает в новые руки, каждый раз, когда кто-то пробегает взглядом по ее страницам, ее дух прирастает и становится сильнее.

&  Мне вдруг пришло в голову, что за каждым корешком таится безбрежный непознанный мир, в то время как за этими стенами течет совсем другая жизнь, с ежевечерними футбольными матчами и радиосериалами, скромной утехой тех, кто едва ли способен разглядеть что-либо дальше собственного носа.

Всякая тайна стоит ровно столько, сколько тот, от кого мы ее скрываем.

&  – Сколько лет отроку?
    – Скоро одиннадцать, – гордо ответил я. Барсело лукаво улыбнулся:
    – Иными словами, десять. Никогда не прибавляй себе годы, букашка, об этом позаботится сама жизнь.

&  – … Quidproquo.
    – Quid-pro... что?
    – Латынь, парень. Мертвых языков не существует, есть лишь заснувший разум.

&  Народ не склонен смотреть правде в глаза, особенно когда берется за оружие.


Никогда никому не верь, особенно тем, перед кем преклоняешься. Они-то и всадят нож тебе в спину.

&  – До тех пор чтение было для меня обязанностью, своего рода данью, которую, неизвестно за что, надо платить учителям и наставникам. Я не умела получать удовольствие от текста, от открытий, происходящих в душе, от свободного полета воображения, от красоты и загадочности вымысла и языка.

&  Женщины обладают безошибочным чутьем и сразу распознают мужчину, который в них до смерти влюблен, тем более если упомянутый мужчина – малолетка, да еще и набитый дурак.

&  Вот она, одна из коварных ловушек детства – необязательно что-то понимать, чтобы это чувствовать. И когда разум обретает способность осознавать происходящее, рана в сердце уже слишком глубока.

&  Может, именно поэтому я все больше восхищался ею, следуя глупому людскому обычаю любить тех, кто причиняет боль.

&  В самом деле, ненависть – дар, который обретаешь с годами.

^ Передо мной зияла темная брешь улицы Арко-дель-Театро. В центре образовался черный ручей, медленно и плавно, словно похоронная процессия, двигавшийся к центру квартала Раваль. Я узнал старый деревянный портал и барочный фасад, к которому как-то на рассвете, шесть лет назад, привел меня отец.

&  – В тот день, когда вы наконец поймете, что книжное дело – это нечто вроде сообщества отверженных, и захотите узнать, как ограбить банк или создать его, что по сути одно и то же, приходите ко мне, и я вам кое-что объясню насчет замков.

&  Проходя в полумраке мимо нескончаемых рядов книг, я не мог отделаться от грусти и досады. Меня преследовала мысль о том, что, если я открыл для себя целую Вселенную в одной дишь неизвестной книге среди бесконечности этого некрополя, десятки тысяч других так и останутся никем не читанными, забытыми навсегда. Я чувствовал себя окруженным миллионами стертых из людской памяти страниц, планетами и душами, оставшимися без хозяина, уходящими на дно океана тьмы, в то время как пульсирующий за этими стенами мир день за днем беспамятел, не отдавая себе в том отчета и считая себя тем мудрее, чем более он забывал.

&  – Лучше верни его. Я не достоин никаких подарков.
    – Подарки делаются от души того, кто дарит, и не зависят от заслуг того, кто их принимает.

&  – А вам, Даниель, какие женщины нравятся?
    – По правде говоря, я плохо в них разбираюсь.
    – Да в них никто не разбирается: ни Фрейд, ни даже они сами. Это как электричество. Необязательно в нем разбираться, чтобы ударило током.

Комментариев нет:

Отправить комментарий