19 февр. 2011 г.

Терри Пратчетт — Дамы и Господа (7/7)



&  Дрожа от возбуждения, Шон забрался на стол, вытащил здоровой рукой меч и принялся колотить им по доскам, пока люди не замолчали.
    А потом толкнул речь.
    Он обратил общее внимание на то, что король был пленен, а предполагаемая королева отправилась его спасать. Он обратил внимание на ответственность собравшихся здесь, как королевских верноподданных. Он указал, что кое-кто, конечно, сейчас прячется под своей кроватью, но после неминуемой славной победы непременно пожалеет, что не был здесь, а прятался под упомянутой выше кроватью. На самом деле даже лучше, что с врагом встретится так немного людей, ведь тем выше будет процент славы на голову выжившего. Слово «слава» он повторил трижды. Потом сказал, что настанет время и люди будут с гордостью вспоминать этот день, с гордостью демонстрировать старые раны, и всех участников надвигающейся битвы будут угощать выпивкой — по крайней мере, тех, кто выживет. Также он посоветовал людям подражать походке знаменитой ланкрской возвратно-поступательной лисы — придать жесткость сухожилиям, одновременно сохранив их гибкость — чтобы руки и ноги все же могли шевелиться — хотя на самом деле, вероятно, будет лучше расслабить их сейчас чуточку и придать жесткость, когда наступит нужный момент. В конце своей речи он намекнул, что Ланкр ждет от всех исполнения гражданского долга. И, э-э... И, гм-м... Ну пожалуйста, а?..

&  Эльф упал вперед.
    Думминг Тупс опустил меч.
    Любой другой не стал бы долго задумываться над происшедшим. Но собственная жалкая судьба заставляла Думминга искать закономерности в этом безразличном мире.
    – Но я едва до него дотронулся, – сказал он в окружающее пространство.

&  – И с ПРИТОПОМ, дуридиридуруду, пойте тоже тра-ля-ля!

&  – Джейсон, кажется, я сломал свою палку!
    – Просто продолжай плясать, Жестянщик!
    – Ребята... а как насчет «Косил Джон конюшину»? Потренируемся, кстати, раз уж так попали...

&  – Особенность всех ведьм. Ведьмовство продлевает тебе жизнь, но не молодость, просто ты очень долго остаешься старой.


&  Матушка Ветровоск улыбнулась. Королева пошатнулась, как от пощечины.
    – А ты научилась, – прошипела она.
    – О, да. Я так и не зашла в твой круг. Потому что понимала, к чему это приведет. Значит, мне нужно было учиться. И я училась. Всю свою жизнь. Я выбрала трудный путь, и трудный путь — он труден, но все ж не настолько, насколько труден простой путь. Я училась. У троллей, у гномов и у людей. Даже у камней.

&  – Уходи, госпожа, — сказала матушка. — Ты называешь себя богиней, но ничего не понимаешь, абсолютно ничего. То, что не может умереть, не может жить. То, что не может жить, не может измениться. То, что не может измениться, не может научиться.

Сила эльфа заключается в умении убедить других в их слабости.

Ведьмы умеют мириться с тем, что есть, вместо того чтобы настаивать на том, как должно быть.

&  Нянюшка вытащила бумаги. Первый конверт был адресован ей – судя по надписи: «Гите Ягг, Прачти СИЙЧАСЖЕ».

&  – Нянюшка?
    – Да, милая?
    – Я не понимаю... Она была твоей подругой, а ты, кажется, совсем... совсем не переживаешь?
    — Ну, у меня есть кое-какой опыт. Я похоронила нескольких мужей и одного или двух из своих детишек. Привыкаешь. В любом случае, даже если матушка не попала в лучший мир, она сделает все, чтобы его исправить.

&  Нянюшка Ягг принялась читать:
    «Дарагой Сир, настаящим саабщаю, что Маграт Чесногк вазвернется в Ланкр в читверг через три нидели или хде-то окало тово. Она, канечно, Мокрая Курица, зато чистюла, и у нее Харошие Зубы. Если хочишъ женится на ней, начинай гатовитъся безпрамедления, патому што, как только ты сделаешь ей придлажение, она все вазьмет на себя, веть никто так не даражит самастоятельностью, как Маграт. Инагда она сама не ведаит, што творит. Но ты — кароль, и можешь делать все, што хочешь. Ты должен паставить ее перет фактом. ПыС. Я слышала разгаворы а том, штобы заставить ведьм платить налоги. Ни один кароль Ланкр не пытался зделать это вот уже много лет, и ты только выиграешь, если паследуешь их примеру. Ваша в добром здравии — на данный момент. ДАБРОЖЕЛАТЕЛЬ (МАТУШКА)».

&  – Нянюшка...
    — Ничего нельзя знать наверняка, пока сам не удостоверишься, — заявила нянюшка Ягг, излагая свою версию Принципа Неопределенности.

&  Рой опустился прямо ведьме на голову, приняв вид весьма опасного парика.
    – Она замучит нас своим хвастовством, — сказала нянюшка. — Никому еще не удавалось проделать это с пчелами. Их разум — он же повсюду. Разум — это не пчела, это целый рой.
    Пальцы матушки Ветровоск дернулись.
    Задрожали ее веки.
    Она очень медленно села. С некоторыми трудностями ей наконец удалось сосредоточить внимание на нянюшке Ягг и Маграт.
    – Мне срочно нуж-ж-ж-жен букет цветов, горшок меда и кого-нибудь уж-ж-ж-ж-жалить.
    – Я принесла сахарницу, – поспешила сообщить нянюшка Ягг.

&  – Ты жива? – смог наконец вымолвить Чудакулли.
    – Вот оно, университетское образ-з-з-зова-ние, — прожужжала матушка, растирая онемевшие руки. — Стоит человеку сесть и поговорить каких-нибудь пять минут, и он уж-ж-ж-же догадался, что я ж-ж-жива!

&  – Важно не то, чего ты добилась, а то, как ты этого добилась. Ну, мы почти готовы.
    Нянюшка наклонилась к ней и что-то прошептала.
    – Что? Ах да. А где жених?
    – Он немного не в себе. До сих пор так и не понял, что же случилось, – откликнулась Маграт.
    – Значит, в полном порядке, – ухмыльнулась нянюшка. – В точности как после мальчишника.

&  – Она – королева. И место у нее достаточно высокое, – откликнулась нянюшка Ягг. – Почти как у ведьмы.
    – Да, но... Задирать нос не стоит, — покачала головой матушка Ветровоск. — Да, у нас есть превосходство, но мы ведем себя скромно и не выставляемся. Никто не может обвинить меня в том, что я когда-нибудь вела себя нескромно и неблагопристойно.
    – Лично я всегда считала тебя слишком уж застенчивой, — подтвердила нянюшка Ягг. — И когда заходила речь о скромности, всегда говорила людям, что более скромного человека, чем Эсме Ветровоск, не найти.

&  – Да, свадебный пир удался на славу. А Маграт просто светилась.
    – А мне она показалась раздраженной и взволнованной.
    – Именно от этого невесты и светятся.

&  – Ужин удался. Никогда раньше не пробовала, ну, как ее, Вегетарнскую Дуэту.
    – Когда я выходила замуж за господина Ягга, нам на стол в виде специального блюда подали три дюжины устриц. Хотя, честно признаться, сработали не все.

&  – Гита, не стоило ввязывать его в эти дела.
    – Да, Эсме.
    – Он так же коварен, как и она.
    – Да, Эсме.
    – Ты решила применить против меня упреждающую смиренность?
    – Да, Эсме.

&  – А что это был за танец, в который пустился Джейсон с друзьями, когда все напились?
    – Это Ланкрский Танец с Палками и Ведром, Эсме.
    – И он разрешен законом?
    – Официально в присутствии женщин его нельзя исполнять, – ответила нянюшка. – Иначе он считается сексуально оскорбительным.

&  – Ха, никак не пойму, чего ты все время воруешь еду? Веренс и так отдал бы тебе целую ванну этого добра. Ты же знаешь, что сам он не притрагивается к заварному крему.
    – Так веселее, – ответила нянюшка. – Заслужила я хоть немного веселья?

&  Матушка Ветровоск редко желала чего-либо, поскольку считала любые желания пустыми сантиментами.

&  – Гита! — окликнула матушка, наблюдая за тем, как зверь тщетно пытается встать. — Сними чулки, свяжи их в виде уздечки и осторожно передай мне.
    – Эсме...
    – Что?
    – Я не надела чулки, Эсме.
    – А что стало с той чудесной красно-белой парой, которую я подарила тебе на День Всех Пустых? Я сама их связала. А ты знаешь, как я ненавижу вязание.
    – Понимаешь, было так тепло. А мне нравится, когда воздух циркулирует.

&  – Этим ты его не удержишь, – предупредила нянюшка, прячась за ствол.
    – Я могу удержать его даже паутинкой, Гита Ягг. Даже паутинкой. А теперь займись тем, о чем я тебя просила.
    – Да, Эсме.
    Единорог запрокинул голову и отчаянно завизжал.

&  – Гита, веди себя подобающе своему возрасту.
    – Ну, это совсем не трудно, – возразила нянюшка. – А вот вести себя на половину своего возраста – задача не из легких.

&  свой новый труд он назвал «Обуздание Строптячки», потому что пьеса с названием «Летней ночью, когда все спали» никого бы не заинтересовала.


  ... А закончилось все именно летней ночью, когда влюбленные пары занимаются своими делами и лиловые шелковые сумерки окутывают деревья. В стенах замка, даже после того как праздник завершился, еще долго звучали веселый смех и звон серебряных бубенчиков. А с пустынных склонов холма доносилось лишь молчание эльфов.”


К оружию! К оружию! (Плоский мир—15)


. Казалось бы, смешнее быть уже не может. Но каждой очередной книгой про Плоский Мир Терри Пратчетт доказывает обратное: может!

__ До чего же, оказывается, страшный народец эти эльфы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий