12 июн. 2015 г.

Элиезер Юдковский — Гарри Поттер и методы рационального мышления (9)



Глава 22. Научный метод
цитаты, Гарри Поттер и методы рационального мышления | Элиезер Юдковский | Less Wrong | фанфик | Научный метод&  И даже внутри Когтеврана его единственными соперниками теперь оставались Падма Патил (чьи родители происходили не из англоговорящей среды и поэтому привили ей уважение к труду), Энтони Голдштейн (относящийся к небольшой этнической группе, которая получает 25% Нобелевских премий) и, конечно, Гермиона Грейнджер, которая выделялась среди прочих учеников, как Гулливер среди лилипутов.

&  Среди учёных ходит старая поучительная история о Блондло и N-лучах.
     Вскоре после открытия рентгеновского излучения выдающийся французский физик, Проспер-Рене Блондло – именно он первым измерил скорость радиоволн и показал, что она равна скорости света, – объявил об открытии нового замечательного явления, N-лучей, которые вызывают слабое свечение экрана. Свечение было сложно заметить, но оно было. N-лучи обладали всевозможными интересными свойствами. Они преломлялись в алюминии. Если собранный с помощью алюминиевой призмы поток лучей пересекал нить, обработанную сульфидом кадмия, нить начинала слабо светиться в темноте.
     Вскоре множество других учёных – особенно из Франции – подтвердили результаты Блондло.
     Но был и ряд других, из Англии и Германии, которые сообщили, что не совсем уверены, что наблюдали слабое свечение.
     Блондло отвечал, что, возможно, они неправильно собрали опытную установку.
     И вот однажды он устроил демонстрацию N-лучей. Свет был выключен, Блондло проводил манипуляции со своим аппаратом, а его ассистент объявлял о свечении или затемнении экрана.
     Всё прошло как по маслу, все результаты совпали с ожидаемыми.
     Даже несмотря на то, что американский учёный по имени Роберт Вуд незаметно вытащил алюминиевую призму из центра механизма Блондло.
     Так N-лучам пришёл конец.
     Как однажды сказал Филип К. Дик, реальность – это то, что не исчезает, когда вы прекращаете в неё верить.

&  С современной точки зрения ошибка Блондло очевидна. Ему не следовало сообщать ассистенту, что он делает. Перед тем как просить ассистента описать яркость экрана, Блондло должен был убедиться, что тот не знает, когда и каких результатов ожидает учёный. На этом вся история и закончилась бы.
     Сейчас такой способ называется «слепым методом», и современные учёные считают его чем-то совершенно естественным...


&  Не то чтобы вера вообще не имела отношения к делу. Роль играли не только слова и движения палочкой.
     Если дать Гермионе полностью неверную информацию о том, что заклинание должно делать, оно переставало работать.
     Если ей вовсе не сказать, что заклинание должно делать, оно переставало работать.
     Если Гермиона представляла себе действие заклинания очень смутно, или лишь слегка неверно, заклинание работало именно так, как описано в книге, а не так, как ей было сказано.

&  [Как] сказал Гарри, немыслимо, чтобы вселенная действительно хотела, чтобы кто-то говорил «Вингардиум Левиоса».

&  – Важный совет: если есть запутанная проблема, и ты только начал изучать её, и у тебя есть фальсифицируемая гипотеза, проверь её каким-нибудь простым способом. Не занимайся разработкой детально продуманного цикла опытов, который бы произвёл впечатление на комиссию, распределяющую гранты. Просто как можно быстрее проверь, какие идеи неверны, прежде чем тратить на них кучу усилий.

&  – Любой слизеринец, который не в состоянии понять идею притворства по отношению к недругам, должен быть стёрт в порошок и скормлен ручным змеям.
     – В Слизерине есть множество людей, которые не понимают, – серьёзно сказал Драко. – Большинство людей – идиоты, перед которыми, тем не менее, тоже необходимо держать лицо.

&  Драко слышал о так называемом методе Сократа, в котором обучение происходило с помощью вопросов (назван в честь античного философа, который был слишком умён для магла, а следовательно, был замаскировавшимся чистокровным волшебником). Один из его учителей использовал метод Сократа. Раздражает, но зато эффективно.
     Ещё был метод Поттера, и он был безумен.

&  Это вовсе не ловушка, а метод, применяемый учёными. Если ты честно стараешься опровергнуть свои собственные теории и терпишь неудачу, значит, ты победил.

&  – Драко, позволь мне тебя кое с чем познакомить. Я называю это Литанией Тарского. Она меняется при каждом применении. В нашем случае она будет звучать примерно так: «Если магия уходит из мира, я хочу верить, что магия уходит из мира. Если магия не уходит из мира, я хочу верить, что магия не уходит из мира. Я не буду цепляться за веру, которой не хочу». Если мы живём в мире, из которого магия уходит, в это нам и следует верить, чтобы знать, чтобы предотвратить, чтобы, при наихудшем стечении обстоятельств, подготовиться и сделать всё возможное за оставшееся нам время. Неверием мы не помешаем катастрофе. Так что единственный вопрос, который должен нас занимать, это «Уходит ли магия на самом деле?», и если таков мир, в котором мы живём, тогда в это мы и хотим верить. Литания Джендлина: «Правда не перестаёт быть правдой. Признание не сделает её хуже». Понял, Драко? Я хочу, чтобы потом ты выучил их наизусть. И ты будешь повторять эти слова всякий раз, когда у тебя появится искушение поверить в то, что правдой не является. Впрочем, скажи это прямо сейчас. Повторяй за мной: «Правда не перестаёт быть правдой. Признание не сделает её хуже». Давай.
     – Правда не перестаёт быть правдой, – дрожащим голосом отозвался Драко. – Признание не сделает её хуже.
     – Если магия уходит из мира, я хочу верить, что магия уходит из мира. Если магия не уходит из мира, я хочу верить, что магия не уходит из мира. Повтори.



Комментариев нет:

Отправить комментарий