28 дек. 2014 г.

Орсон Скотт Кард — Ксеноцид (3/4)



&  Притворство и есть нормальное состояние человека, – люди постоянно действуют в соответствии с теми ролями, исполнения которых от них ждут.

&  В обществе, где чистота и верность ставились на первое место, ... юноши и девушки, умеющие контролировать и направлять пробуждающиеся страсти в нужное русло, вырастали сильными и цивилизованными людьми. Те же, кто был либо слишком слаб, чтобы сдерживать себя, либо чересчур высокомерен, чтобы считаться с общественными нормами, обычно становились либо овцами, либо волками, то есть либо отупелыми членами стада, либо хищниками, которые забирали, что могли, но ничего не давали взамен. {...}
     Совершенно очевидно, что теперь Миро и Кванда изо всех сил постараются делать вид, будто они ничем друг с другом не связаны, будто просто выполняют свою работу. И это абсолютно нормально. Внутренняя сила и уважение к окружающим. Такие люди сплачивают любое общество, ведут его в будущее. В противоположность волкам и овцам, они исполняют лучшую роль, нежели предписывает им внутренний сценарий, продиктованный затаенными страхами и желаниями. Они избирают сценарий приличий, самопожертвований, чести – сценарий цивилизации. И постепенно переживают пору притворства и становятся на деле гуманными и честными.

&  – Мы повелеваем только тогда, когда обладаем достаточной силой, чтобы заставить слушаться своих приказов.

&  Возможно ли такое, чтобы один человек любил другого и не пытался завладеть им целиком и полностью? Или это настолько глубоко заложено в наших генах, что нам никогда не избавиться от подобного эгоизма? Право территории. Жена – моя. Друг – мой. Любовник – мой...


&  – Валентина как-то объяснила мне эту систему. Даже если такого понятия, как собственная воля, в природе не существует, мы все равно должны обращаться друг с другом так, будто она есть, чтобы сохранить общество, в котором живем. Потому что иначе всякий раз, когда кто-нибудь совершит нечто ужасное, ты не сможешь наказать его. Он ничего не мог с собой поделать – его гены, окружающая среда или сам Господь заставили его так поступить. И каждый раз, когда кто-то поступит благородно, ты не сможешь выказать ему уважение, потому что и он всего лишь марионетка. А если ты считаешь, что все вокруг марионетки, так чего ж с ними разговаривать? Зачем стремиться куда-то, что-то создавать, раз все твои замыслы, твои создания, мечты или грезы – всего лишь сценарий, вложенный в тебя твоим кукольником.
     – Безнадежность.
     – Поэтому мы принимаем самих себя и всех окружающих за созданий, обладающих собственной волей. Мы обращаемся друг с другом, будто нами движет возникшее в уме намерение, а не какой-то неведомый творец. Мы наказываем преступников. Мы награждаем альтруистов. Мы строим планы на будущее и претворяем их в жизнь. Мы обещаем и ожидаем исполнения данного слова. Все это шито белыми нитками, но, когда каждый уверует в то, что действия ближних – это результат свободного выбора, и будет соответственно относиться к правам и обязанностям, закономерным результатом станет цивилизация.
     – Весьма оригинальная теория.
     – Так мне объяснила Валентина. Это действует, даже если воли как таковой не существует. Я не знаю, верит ли она сама собственным словам. Но догадываюсь кое о чем: если она считает себя человеком цивилизованным, то, следовательно, должна уверовать в эту теорию; в таком случае она обязана верить в существование воли и считать, что вся идея о создании мира Господом Богом – чушь. Но если воля действительно существует, значит она тоже в нее будет верить, и получается замкнутый круг: кто вообще может утверждать что-либо?
     – Не смешно... Либо мы свободны, либо нет. Либо эта теория правдива, либо нет.
     – Смысл в том, что, если мы хотим жить как цивилизованные создания, мы должны поверить, что это правда, – подчеркнул Эндер.
     – Наоборот, бессмыслица какая-то. Ведь если эта теория лжива, зачем нам вообще о чем-то беспокоиться и жить цивилизованно?
     – Потому что, если мы поверим в нее, у человечества появляются шансы выжить. Потому что гены требуют от нас поверить во все это, чтобы мы передали эти самые гены дальше, чтобы наши потомки продолжали жить в будущем. Потому что человек, который не верит в эту теорию, начинает действовать разрушающе, считаясь только с собственными желаниями, и тогда общество – стадо – отвергает его. Его возможности к воспроизведению уменьшаются до минимума – например, его посадят в тюрьму, – и гены, вызвавшие его неверие, вскоре исчезнут.
     – Таким образом, кукловод настаивает, чтобы мы уверовали в то, что мы якобы не марионетки. Нас заставляют уверовать в свободу воли.
     – Именно так Валентина и сказала.
     – Но сама-то она в это не верит?
     – Конечно не верит. Гены не позволяют ей уверовать.



Комментариев нет:

Отправить комментарий