& Два подхода к случайности
Скептический эмпиризм (неплатоническая школа) | Платонический подход |
---|---|
Интерес к тому, что лежит вне платонической складки | Сосредоточенность на том, что лежит внутри платонической складки |
Уважение к тем, у кого хватает смелости сказать "я не знаю" | "Вы все время критикуете наши модели. Эти модели — единственное, что у нас есть" |
Толстый Тони | Доктор Джон |
Для эмпирика-скептика Черный лебедь — основной источник случайности | Для платоника основной источник случайности — обычные колебания (скачки для него второстепенны) |
Взгляд "снизу-вверх" | Взгляд "сверху-вниз" |
Эмпирик-скептик обычно не надевает костюма (разве что на похороны) | Платоник носит темные костюмы, белые рубашки; говорит монотонно |
Предпочитает приближенность к правоте | Всегда точно неправ |
Минимум теории; считает теоретизирование болезнью, которой надо сопротивляться | Все, по его мнению, должно укладываться в некую грандиозную общую социоэкономическую модель и соответствовать "точной экономической теории"; презирает "описательность" |
Не верит, что можно легко просчитать вероятности | Все платонические структуры зиждутся на предположении, что вероятности вычисляемы |
Образец: Секст Эмпирик и его медицинская школа | Образец: механика Лапласа, мир и экономика как часы |
Интуиция, развиваемая практикой; сначала опыт, потом книги | Опора на научные труды; сначала книги, потом практика |
Наука — не источник вдохновения; инструмент — начатки математики и компьютерные методики | Источник вдохновения — физика; инструмент — абстрактная математика |
Идеи основаны на скептицизме, на непрочитанных книгах библиотеки | Идеи основаны на вере; на том, что представляется известным |
Исходная точка рассуждений — Крайнестан | Исходная точка рассуждений — Среднестан |
Изощренное ремесло | Дурная наука |
Стремление к неабсолютной правоте в широком наборе явлений | Стремление к абсолютной правоте в узкой модели с точно заданными параметрами |
& Изящество теории часто указывает на ее платоничность и слабость – оно искушает тебя, заставляя искать изящество ради изящества. Теория – как лекарство (или правительство): часто бесполезна, иногда необходима, всегда своекорыстна и иногда смертельна. Поэтому ее надо использовать осторожно, умеренно и под тщательным наблюдением взрослых.
Комментариев нет:
Отправить комментарий