10 янв. 2013 г.

Нассим Николас Талеб — Чёрный лебедь (10/15)



&  Тот, кто не отличается эпистемической самонадеянностью, как правило, не очень-то всем заметен, будто стеснительный гость на вечеринке. У нас не принято уважать скромных людей, которые не торопятся с суждениями. Они обладают эпистемической скромностью. Представьте себе беднягу, которого вечно терзает сознание собственного невежества. У него нет куража, свойственного кретинам, зато есть редкое мужество честно сказать "Я не знаю". Он не боится выглядеть дураком или, хуже того, невеждой. Он сомневается, он не решается действовать, он мучительно анализирует последствия возможных ошибок. Он размышляет, размышляет и размышляет – до полного изнеможения и нервного истощения.
     Это вовсе не обязательно означает, что ему не хватает уверенности в себе, просто он скептически относится к собственному знанию.

&  На стене башни Монтеня красовалось и высказывание латинского поэта Теренция: "Homo sum: humani nil a me alienum puto". Я человек, и ничто человеческое мне не чуждо.

&  Главное, Монтень понимал: никогда не стоит торопиться с выводами.

&  Случайность слишком расплывчата, и мы не можем воспринимать ее как отдельную категорию. Прошлое и будущее асимметричны, но эту асимметрию нам сложно постичь.
     Прежде всего эта асимметрия мешает нам установить аналогию между отношениями "будущее – прошлое" и "прошлое – более раннее прошлое". "Слепое пятно" восприятия: мы не сопоставляем наши сегодняшние мысли о завтрашнем дне с нашими вчерашними мыслями о дне сегодняшнем. Из-за этого дефекта интроспекции мы не замечаем очевидных расхождений между нашими прошлыми прогнозами и тем, как все обернулось в реальности. Думая о завтрашнем дне, мы просто предполагаем, что это будет как бы еще один вчерашний.

В конечном счете случайность – это всего лишь незнание. Мир непроницаем, и видимость сбивает нас с толку.

&  Огромная польза истории – в трепете прикосновения к прошлому и в нарративе (да-да), если только это не вредоносный нарратив. Осмысливать изложенное нашими пращурами нужно очень вдумчиво, с предельной осмотрительностью. История, разумеется, не поле для теоретизирования и глобальных обобщений; учиться на ней можно, но очень осторожно. История дает нам примеры того, как не надо действовать, что само по себе бесценно, но при этом вселяет в нас иллюзию большой осведомленности.

&  Надо знать историю, но не строить теорий на основании этого знания. Учитесь читать историю, не останавливайтесь в познании, не брезгуйте сведениями, почерпнутыми из исторических анекдотов, но не ищите никаких причинно-следственных связей, не увлекайтесь обратным проектированием – а если уж им занялись, то не делайте серьезных научных выводов. Помните, что эмпирики-скептики уважали обычаи: они воспринимали их как рекомендации по умолчанию, основу для действий, но не более того.

&  Йоги Берра: "Можно многое заметить, всего лишь глядя".

&  Люди есть люди, и об этом не нужно забывать. Людей не отучишь судить и оценивать; оценка – один из способов восприятия мира. Мы видим не просто "дерево", но "красивое" или "уродливое" дерево. И нужно сделать мучительное усилие над собой, чтобы сорвать эти ярлычки, которые мы неизменно наклеиваем на все вещи. Точно так же невозможно удержать в уме ситуацию, не допустив при этом хотя бы малейшей погрешности. Старая добрая "человеческая натура" заставляет нас жаждать веры; ну и что теперь?

&  Рекомендация на каждый день такова: оставайтесь людьми. Смиритесь с тем, что вы человек, и во всех ваших начинаниях есть доля эпистемической самонадеянности. Не запрещайте себе судить и оценивать; мнения – это вещество жизни, ее содержимое. Не отказывайте себе в удовольствии делать прогнозы... Просто нужно знать, когда дуракаваляние уместно, а когда нет.

&  Дэн Гилберт: "мы отнюдь не рождаемся скептиками и что не верить – серьезное для нас умственное усилие."


&  Чего следует избегать, так это ненужной зависимости от губительных крупномасштабных прогнозов – и только-то. Держитесь в стороне от глобальных проектов, которые могут разрушить ваше будущее; позволяйте иногда одурачить себя в мелочах, но не в главном.

&  Научитесь в оценке верований исходить не из их видимой убедительности, а из того, сколько вреда они могут принести.

&  Итак, стратегия "штанги"... Вам нужна стратегия либо предельно консервативная, либо предельно дерзкая, а не серединка на половинку. Не стоит вкладывать средства в проекты "со средним уровнем риска" (откуда вам знать, что он средний? поверить "экспертной" тусовке?). Лучше вложите 85-90 процентов капитала в максимально безопасные ценные бумаги, скажем, в казначейские векселя, это ведь финансовые векселя правительства – стабильнее их не бывает ничего. А 10-15 процентов вложите во что-нибудь по-настоящему рискованное, предпочтительно в венчурное предприятие. При таком раскладе ... у вас есть устойчивый минимум, запас "на черный день": это ваши деньги, вложенные в надежные векселя. Или такой вариант: застраховать спекулятивный портфель от убытков, превышающих, скажем, 15 процентов (если это возможно). Так вы отсекаете непросчитываемые риски, наиболее для вас опасные. Вместо "среднего уровня риска" у вас есть высокие риски с одной стороны и никакого риска – с другой. В сумме выходит тот же "средний уровень риска" плюс шанс "поймать" счастливого Черного лебедя. На языке специалистов это называется "выпуклая комбинация".

&  Извлекайте выгоду из проблемы прогнозирования и эпистемической самонадеянности...
     а) Прежде всего умейте отличать "хорошие" случайности от "плохих". Есть такие сферы, где непредсказуемость может обернуться крупным выигрышем, и такие, где неумение просчитывать наперед чревато провалом...
     Помимо кино, Черные лебеди порой вполне к нам благосклонны в некоторых сферах издательской деятельности, в научных исследованиях и венчурных сделках. Здесь вы проигрываете в мелочах ради огромного выигрыша...
     Выиграет от встречи с Черным лебедем владелец венчурного капитала, который вложит деньги в компанию с неопределенным будущим и продаст акции лишенным воображения дельцам, а не те инвесторы, что действуют по принципу "я как все".
     Если вы заняты в подобном бизнесе, то ваше счастье – в незнании, особенно если ваши конкуренты тоже ничего не знают, но в отличие от вас об этом не догадываются. А лучше всего, если вы понимаете, что именно вам неизвестно, если вы – единственный, кто помнит, так сказать, о непрочитанных книгах в своей библиотеке.
     Посредственные умы иногда уподобляют эту стратегию коллекционированию лотерейных билетов. Полная чушь. Во-первых, лотерейный выигрыш не масштабируется; его верхняя граница определена раз и навсегда. Здесь налицо явная игровая ошибка, ведь в реальной жизни призы в отличие от лотерейных не ограничены в размерах или эти размеры нам неизвестны. Кроме того, в лотерее есть четкие правила и изначально выверенная, будто в лаборатории, вероятность того, что будет происходить; а в жизни мы не знаем правил, и эта дополнительная неопределенность может сыграть нам на руку, если она не вредоносная.
     б) Не гонитесь за точностью и конкретикой... Великий Пастер, утверждавший, что удача любит тех, кто готов к ней, понимал: чтобы сделать открытие, изо дня в день ищут не что-то конкретное, искатели трудятся в поте лица, чтобы расчистить место для счастливой случайности. Как говорил другой великий мыслитель, Йоги Берра: "Если идешь сам не знаешь куда, будь осторожнее, иначе можно туда и не дойти"...
     в) Хватайтесь за любую возможность или за все, что смахивает на возможность. Возможности выпадают редко, намного реже, чем мы думаем. Чтобы поймать счастливого Черного лебедя, нужно самим искать встречи с ним.
     г) Остерегайтесь разработанных государственных планов...
     д) "Есть люди, которым ничего не объяснишь, если они еще этого не поняли", – однажды сказал Йоги Берра, великий философ неопределенности. Не тратьте время на борьбу с прогнозистами, биржевыми аналитиками и социологами – разве только чтобы подразнить их... Не стоит сетовать, что все предсказания бессмысленны; дурацкие прогнозы были и будут всегда, особенно если за них неплохо платят. Вам не удастся положить конец легализованному мошенничеству. Но если уж вас угораздит довериться прогнозу, помните: чем дальше прогноз простирается во времени, тем меньше ему стоит доверять.



Комментариев нет:

Отправить комментарий