18 июн. 2016 г.

Колин Маккалоу — Падение титана (13/20)


&  — Я не хочу быть царем Рима, и я не хочу быть богом!
     — Но ты — бог, — просто сказала она.
     — Нет, я не бог! Я смертный человек, Клеопатра, и меня ждет судьба всех смертных! Я умру! Слышишь? Умру! А боги не умирают. Если бы меня сделали богом после моей смерти, все было бы по-другому. Я спал бы себе вечным сном, не ведая, что я — бог. Но живой и смертный я быть таковым не могу. Да и зачем мне быть царем Рима? — сердито добавил он. — Как диктатор я и так могу делать все, что хочу.

&  — По крайней мере, Цезарь чистопородный римлянин.
     — Настолько чистопородный, что имеет право быть царем Рима.
     — Как и Сулла. Но опять же как и Сулла, он не хочет.
     — Если ты так уверена в этом, почему стараешься убедить всех, что он спит и видит себя коронованным?
     — Просто от нечего делать, — созналась Сервилия.


ТРЕЩИНЫ ПОЯВЛЯЮТСЯ
Intercalaris 46 г. до P. X. — сентябрь 45 г. до P. X.

&  — ...как бы то ни было, нужно держать ухо востро.
     Наступило неловкое молчание. Ужасно, что Цезарь, любимый солдатами генерал, теперь им не верит! Но он прав. Недовольство коварно. Раз люди, сеющие зерна смуты среди рядовых, узнали, что это возможно, значит, они обрели рычаг воздействия на генерала. Армия постоянно меняется с тех пор, как Гай Марий стал набирать в ее ряды неимущих, и волнения были новым симптомом этого изменения.

&  Цезарь вдруг понял, что ему следует опровергнуть напраслину, какую возвел на него Цицерон. Четко и доказательно, по каждому пункту. Поставить с головы на ноги все, что тот накропал. Пусть Цицерон устыдится, когда его уличат в подтасовке фактов, во лжи. «Катон» не должен сойти ему с рук. Иначе все, кто прочтет его, будут считать Цезаря чудовищем почище любого греческого тирана. Извращенный, односторонний, клеветнический пасквиль. Нет, не ответить на него просто нельзя!

&  Когда нужно вскрыть нарыв, режь глубоко и безжалостно.

&  — Все мужчины честолюбивы, все так или иначе стремятся к великим свершениям, и я добьюсь, чтобы Рим разрешал самым способным из них осуществлять свои чаяния. Но некоторые из нас по рождению выше других, и это налагает на нас дополнительные обязанности. Мы должны доказать, что по праву являемся отпрысками славных родов, а не потенциальными основателями родословных.



Комментариев нет:

Отправить комментарий