& С рождением детей в вашу жизнь проникают силы хаоса. При этом полагаться на какой-то график в своих делах – это все равно что прокладывать путь через ураган. Когда подует сильный ветер, тут уже не до маршрутов. Это нужно понимать и смиряться с неизбежным. Если вы не смиритесь, то станете сражаться с хаосом. Вы будете сетовать на свои неудачи, винить в них себя и окружающих, пытаться исправить неизбежное, разочаровываться.
С неизбежным хаосом и безумием нужно смириться. Относитесь к нему со спокойствием истинного дзен-буддиста.
& ...В такие времена лучше всего удалиться в безопасное место и переждать ураган. Сражаться с ним нет смысла, потому что такое безумие преодолеть невозможно. Просто держите крепко руки на штурвале, следите за компасом и ждите, пока море успокоится.
& Мой вам совет – не сражаться с тем, что кажется неизбежным. Впрочем, выбора у вас все равно нет.
& Все мы кричим.
Все мы время от времени поступаем не очень хорошо друг с другом.
От того, что вы повысите голос или накажете своих детей, они не вырастут эмоционально неполноценными. Просто в остальное время проявляйте по отношению к ним теплоту и заботу.
Просто, не правда ли?
& Общение, или его недостаток, лежит в основе большинства внутрисемейных конфликтов. У себя в кабинете я видел много людей, которые кричали друг на друга часами, и вместе с тем никто из них даже не попытался прислушаться к чему-то помимо собственного голоса.
& Если хотите сохранить рассудок, вам нужно наладить полноценное общение со всеми маленькими членами семьи. Закон джунглей гласит: «Съешь или будь съеденным», а закон семьи гласит: «Общайся или будь съеденным».
& Вот несколько простых фокусов, которые помогут вам слушать своих детей.
- Продемонстрируйте им свое внимание... Смотрите им в глаза и сосредоточьтесь на том, что они говорят.
- Показывайте заинтересованность голосом... Тон вашей речи также важен, потому что он должен соответствовать тому, что вы произносите. Если сказать «Да, это очень интересно» скучающим голосом, это никого не обманет.
- Используйте жесты и мимику... Утрированные жесты и мимика скажут вашим детям, что вы действительно заинтересованы и находите удовольствие в общении с ними. Детям нравится, когда вы размахиваете руками и корчите рожи.
- Задавайте много вопросов... Вопросы ... свидетельствуют о заинтересованности и увлеченности темой разговора. Как правило, детям нравится, когда им задают вопросы. Лучше всего подбирать вопросы, которые требуют не простого ответа «да/нет», а развернутого пояснения. Лучше спросить: «Что ты делал сегодня в школе?» – вместо: «У тебя сегодня все хорошо было в школе?»
- Повторяйте то, что они говорят... Важно не просто повторять сказанные ими слова или фразы. Постарайтесь поймать сам тон их разговора и время от времени копировать их высказывания.
- Хвалите их умение говорить... Очень важно дать понять детям, что вам нравится, как они говорят, и что они хорошо умеют объяснять ситуацию словами. Если они почувствуют уверенность в общении, то в дальнейшем станут лучше выражать словами свои чувства и мысли.
& В мире происходит столько всего, что невозможно составлять новое правило для каждой конкретной ситуации, поэтому наш мозг организует поступающую в него информацию в соответствии с некими шаблонами. Это своего рода мысленная карта окружающего мира, по которой мы определяем, как нам поступать в той или иной ситуации. С этой картой мы сверяемся, прокладывая путь среди ежедневной череды бесчисленных событий, требующих от нас выбора каких-то действий. Такая мысленная карта помогает нам создать видимость предсказуемости в том, что, по существу, является непредсказуемым.
мысленная карта – это только образ мира, а не сам окружающий мир. Мысленная карта дает предвзятую картину мира, основанную на нашем жизненном опыте.
Если в детстве вы привыкли к тому, что никто не обращает на вас внимания, когда вам грустно и плохо, то в дальнейшем это скажется на ваших отношениях с окружающими во взрослой жизни.
& Во время разговора дети всегда делают намеки на мысленную карту мира. Если прислушаться, то можно заметить примерно такие высказывания.
Почему я никогда не иду первым?
Почему ты все время такая грустная?
Никто не хочет со мной играть.
Мне нравится играть с другими.
Мне нравятся мои друзья.
Я хорошо читаю.
Ненавижу читать.
Учительница плохая.
Учительница хорошая, потому что она мне помогает.
Это нечестно.
Я не могу пойти, сначала мне нужно сделать уроки.
Я это люблю.
Все эти высказывания говорят о том, как дети воспринимают окружающий мир. Все они что-то дают понять о мире и о том, как он устроен. Слушая своих детей, уделяйте особое внимание тому, что кажется вам определенными общими правилами, например высказывания, которые содержат или предполагают слова «всегда» и «никогда».
& Очень простой способ анализа проблем. По своей сути все проблемы в поведении вызваны недостатком в следующих трех областях:
- недостаточное умение (не знают, что делать и как быть);
- недостаточные способности (нужно предпринять слишком трудные шаги);
- недостаточная мотивация (не придают этому значения или не хотят ничего делать).
& Самая главная проблема ... заключается в том, что мы сами очень беспокоимся и волнуемся за наших детей, и это мешает нам ясно оценить ситуацию.
& Никому не нравится, когда ему читают лекции и учат жить. Дети в этом – не исключение. Вместо того чтобы поучать их и заставлять делать что-то, спросите, как бы они решили рассматриваемую проблему.
Комментариев нет:
Отправить комментарий