26 нояб. 2014 г.

Хулио Кортасар — Выигрыши

“цитаты,
  “«Маркиза вышла в пять, — подумал Карлос Лопес. — Где, черт побери, я читал это?» ...
&  Один из моих недостатков – это сплетнеграфия, хотя должен сказать в свое оправдание, что меня интересует лишь высшая форма сплетен, а именно история.

восемь плюс восемь – шестнадцать, плюс тот, кто считает.

&  – Мы всю жизнь жалуемся, что не происходит ничего интересного, а стоит чему-нибудь случиться (только случай и может быть интересным(), как многие из нас начинают волноваться.

&  Дело в том, что дона Гало и кое-кого еще беспокоит состояние неизвестности. Вот почему они так озабочены и интересуются названием парохода. А что может дать название? Разве оно спасет нас от того, что мы называем «завтра», от этого чудовища, которое не открывает своего лица и подчинить которое невозможно.

&  – Хорошо говорить о неопределенности будущего. Это тоже своего рода приключение, пусть обыденное, но приключение; в этом случае будущее приобретает особый смысл. Если настоящее имеет для нас неповторимый вкус, то лишь потому, что будущее служит для него некой приправой, да простят мне столь кулинарную метафору.

&  Меня никогда не трогало, что счастье слишком быстротечно. Переход от счастья к привычке – одно из лучших орудий смерти.


&  – Нельзя обижаться на невежество и вульгарность этих людей – ведь, по правде говоря, ни вы, ни я палец о палец не ударили, чтобы помочь им избавиться от их пороков. Мы всячески стараемся как можно меньше соприкасаться с ними, но, если обстоятельства вдруг вынуждают нас находиться вместе, мы...
     – Сразу же теряемся. Я, во всяком случае, чувствую себя совершенно беспомощным перед такой вот пижамой, таким одеколоном и такой наивностью.
     – И они это бессознательно используют, чтобы отдалить нас от себя, ибо мы тоже им мешаем. Всякий раз, когда они плюют на палубу, вместо того чтобы плюнуть в море, они словно стреляют нам в переносицу.
     – Или когда включают радио на полную громкость и затем начинают кричать, чтобы услышать друг друга, но тогда они не слышат, что передает радио, и снова усиливают громкость, и так до бесконечности.
     – Или когда они извлекают на свет традиционную копилку, набитую общими фразами и чужими мыслями. В своем роде они необыкновенны, как боксеры на ринге или гимнасты, но невозможно же постоянно путешествовать с атлетами и акробатами.

&  Хотя цитаты вышли из моды, вспомните фразу одного из персонажей Мальро: жизнь ничего не стоит, но ничто стоит жизни.

&  – Все утро я думал об издательстве, о своей конторе и, как ни старался, все не мог сосредоточиться на чем-то конкретном. Как получилось, что шестнадцать лет ежедневной работы превратились в мираж, стоило мне лишь оказаться на реке под лучами солнца, припекающего мою макушку? Следовало бы тщательно проанализировать метафизическую сторону этого явления.
     – Это просто называется оплаченным отпуском.

&  – Мы не можем сидеть сложа руки. Для меня такая поза неудобна.

&  То, что мы называем абсурдом, есть наше невежество.

&  – Будем снисходительны, когда говорим о своем «я». Оно слишком непрочное, если подойти беспристрастно, слишком хрупкое, чтобы его не укутать в вату. Вас разве не поражает, что ваше сердце бьется непрерывно, каждое мгновение? Я думаю об этом ежедневно, и всякий раз меня это удивляет. Я знаю, что сердце не есть мое «я», но если оно остановится... Словом, лучше не касаться трансцендентальных тем... Лучше оставаться в стороне от обыденной жизни, слишком она удивительна.

&  – ...дом, где прошло мое детство; он существует до сих пор, но я не пожелал больше вернуться туда. Я на свой лад сентиментален и, скорее, сделаю крюк в десять кварталов, только бы не пройти под балконами дома, где я был счастлив. Я не бегу от воспоминаний, но и не лелею их; в общем, мои неудачи, как и удачи, случаются всегда неприметно.

&  – ...вы словно кружите на месте и никак не находите того, что ищете. Надеюсь, это не оторвавшаяся от рубашки пуговица.
     – Но и не дао. Во всяком случае, нечто весьма скромное и весьма эгоистичное: счастье, которое как можно меньше вредило бы окружающим, а это дается нелегко, и которое мне не пришлось бы ни покупать, ни приобретать ценой своей свободы. Как видите, не очень-то это просто.
     – Да, людям вроде нас счастье почти всегда таким и представляется. Брак без рабства, например, или свободная любовь без унижений, или такая работа, которая не мешала бы читать Шестова, или ребенок, который не превращал бы нас в домашнюю прислугу. Возможно, такое представление о счастье в основе своей скудно и фальшиво...



Комментариев нет:

Отправить комментарий