25 сент. 2018 г.

Грег Иган — Город Перестановок (2/3)


&  – Начнёшь искать безопасности, кончишь тем, что угодишь под контроль потребностей прежнего мира.

&  Всякая память – кража.

&  Откуда у него берётся это чувство самого себя?
     Непрерывность. Последовательность. Мысль, следующая за мыслью и создающая связный узор.
     Но откуда берётся связность?
     У человека или у Копии, обрабатываемой обычным путём, физика, лежащая в основе как мозга, так и компьютера, служит гарантией того, что состояние ума в каждый момент времени непосредственно влияет на следующее состояние. Непрерывность – простейшее порождение причин и следствий, когда то, что ты думаешь в момент А воздействует на то, что ты думаешь в момент Б, а оно – на твои же мысли в момент В… Но когда его субъективное время было перемешано, поток причин и следствий внутри компьютера не имел никакого отношения к потоку его восприятия. И как второе могло зависеть от первого? Когда программа выдавала его жизнь в порядке ГБВДА, а он по-прежнему проживал её как АБВГД, было очевидно, что порядок – всё, а причина и следствие не имеют значения. Восприятие с тем же успехом могло возникать случайным образом.

&  Бэббидж разработал свою «Аналитическую машину», не имея реальных шансов, что она будет построена при его жизни. Энтузиасты космических путешествий проектировали межзвёздные корабли вплоть до последнего болта и гайки с 1960-х годов. Апологеты терраформирования не прекращают исследования, стремясь приблизить к реальности свои проекты, хотя воплощения в жизнь те не увидят ещё лет сто, а то и больше. Зачем? В качестве подспорья для мысленных экспериментов. Набросков доказательств.

&  Пиру (как он звался теперь по собственному выбору) не хватало терпения, чтобы сносить ностальгию или сентиментальность; если какая-то часть личности его раздражала, он тут же её вычёркивал. Некоторые качества, по-видимому, сгинули навсегда: целая орда мелких проявлений зависти и тщеславия, крошечных опасений, бессмысленных пристрастий, склонность к неоправданной депрессии и чувству вины. Другие то появлялись, то исчезали. Пир приобрёл, удалил и восстановил множество разных талантов, предрасположенностей и побуждений: жажду знаний, любовь к искусству, стремление к интересным переживаниям. За несколько субъективных дней он мог превратиться из аскетичного исследователя шумерской мифологии в гедониста-гурмана, занятого лишь приготовлением и потреблением роскошных виртуальных пиршеств, а потом – в приученного к самодисциплине адепта карате школы Сётокан.
     Ядро личности осталось: некоторые ценности, ряд эмоциональных реакций, кое-какие эстетические пристрастия пережили все эти превращения в неприкосновенности. Как и желание выжить.
     Однажды Пир задался вопросом: «Достаточно ли этого – мизерное ядрышко постоянных характеристик да непрерывная нитка памяти? Достиг Дэвид Хоторн, зовущийся теперь иначе, бессмертия, за которое некогда заплатил, или он давно умер в процессе преображений?»
     Ответа не было. Самое бо́льшее, что он мог сказать: «В каждый момент времени существовал кто-то, знающий – или верящий, – что он некогда был Дэвидом Хоторном».


Комментариев нет:

Отправить комментарий