5 сент. 2013 г.

Терри Пратчетт — Carpe Jugulum (4/4)



&  – В Синоде ты пользовалась бы большим успехом. Они несколько месяцев спорили о том, сколько ангелов способно уместиться на острие иглы.
     Он спиной чувствовал, как в матушкиной голове крутятся шестеренки.
     – А какого размера иголка? – наконец уточнила она.
     – К сожалению, понятия не имею.
     – Если это обычная иголка, то шестнадцать.
     – Шестнадцать ангелов?
     – Именно.
     – Почему?
     – Не знаю. Может, эти ангелы извращенцы и им нравится ходить исколотыми.

&  – Так вот значит, какие вопросы обсуждают ваши святоши?
     – Ну, не всегда. Например, сейчас идет весьма интересный спор о природе греха.
     – И что они думают? Резко осуждают?
     – Не так все просто. Этот вопрос нельзя разложить на черное и белое. В нем много оттенков серого.
     – Ерунда.
     – Прошу прощения?
     – Серый цвет – это тот же белый, только грязный. Ты не знаешь элементарных вещей, я поражена. А грех, молодой человек, – это когда к людям относятся как к вещам. Включая отношение к самому себе.
     – Боюсь, все гораздо сложнее...
     – А я не боюсь. Потому что не сложнее. Когда люди начинают говорить, что все гораздо сложнее, это значит, они боятся, что правда им может не понравиться. Люди как вещи, с этого все и начинается.
     – Но есть ведь куда более серьезные преступления?
     – Однако все начинается с того, что о людях начинают думать как о вещах...

&  – Многие люди находят в вере успокоение, – сказал он и про себя еще раз пожалел, что не относится к их числу.
     – Вот и славно.
     – Правда? Почему-то мне показалось, что ты будешь спорить.
     – Я не имею права приказывать людям, во что им верить, а во что – нет. Главное, чтобы вели себя пристойно.
     – Но иногда наступают тяжелые, холодные времена... Неужели в такие минуты тебе не хочется обратиться за помощью к вере?
     – Спасибо, у меня есть грелка.
     – Значит, ты думаешь, что религия похожа на грелку?
     – Обычно я об этом совсем не думаю.


&  – Я всегда считал: главное – верить в Ома, и выход всегда найдется.
     – А я считаю: Ом помогает тем, кто сам себе помогает, – промолвила матушка.

&  – Если бы я узнала, что действительно существует бог, которому не наплевать на людей, который следит за ними, как отец, и заботится о них, как мать... О нет, ты бы не услышал от меня таких слов, как: «У каждой проблемы есть две стороны» или «Мы должны с уважением относиться к убеждениям других людей». Если бы во мне горело пламя, подобное всесокрушающему мечу, ты бы от меня доброты не дождался. Я бы не стала ждать, когда все разрешится само собой. Это если бы пламя действительно горело. Вот ты говоришь, вы больше не приносите людей в жертву, больше не сжигаете их на кострах, но именно в этом заключается истинная вера. Приносить в жертву пламени собственную жизнь каждый божий день, превозносить его истинность, трудиться во имя его, впитывать его... Это и называется религией. А все остальное лишь... доброе отношение. И способ поддерживать хорошие отношения с соседями.
     Немного помолчав и успокоившись, матушка добавила тихим голосом:
     – Как бы то ни было, если бы я действительно верила, то поступала бы именно так. Я не думаю, что сейчас считается модным так поступать, потому что, мне кажется, увидев зло, ты начнешь заламывать руки и причитать: «Ой-ей-ей, надо же сначала все обсудить!» Вот мое мнение, господин Овес, хотя, быть может, оно и ломаного гроша не стоит.

&  – Это не волшебный амулет, госпожа Ветровоск! Понятно? Волшебный амулет – это символ примитивного и механистического идолопоклонства, в то время как Черепаха Ома – это... это... совсем другое. Понимаешь?
     – Теперь – да. Спасибо, что объяснил.

&  – Мы – вампиры, и мы не можем бороться с тем, что мы есть.
     – Только животные не способны бороться со своей природой.

&  Людям нужны вампиры. Они помогают не забывать, зачем нам были даны колья и чеснок.

&  – И вбейте в головы своих детишек одну простую истину: людоеду нельзя доверять, пусть даже он пользуется ножом и вилкой! И еще помните: вампиры приходят только туда, куда их приглашают!

&  Святость – там, где мы ее находим.
  ... Взмахнув крыльями и сорвавшись с ветки, она полетела над лесом.”

Последний континент (Плоский мир—22)
Пятый элефант (Плоский мир—24)


Комментариев нет:

Отправить комментарий