9 янв. 2011 г.

Анна Старобинец — Убежище 3/9

Анна Старобинец Убежище 3/9
  “Главный фокус Ковра-Самолета заключался в том, что в какой-то момент он переворачивался кверху дном и на несколько секунд застывал в таком положении. ...
&  У меня было дело. Мне нужно было серьезно подумать об одной очень важной вещи, но страшно было начинать. Чтобы оттянуть время, я стала читать.

&  Это началось несколько лет назад. Сначала я не обращала внимания: мне казалось – это нормально. Ну, забывать какие-то мелочи, незначительные события и разговоры – нормально.
    Но сейчас. Сейчас. То, чего я не могу вспомнить сейчас – так ли уж это незначительно?

&  Я не помню ни одного нашего разговора. Я не помню, как мы с ним встретились. Я не помню, как мы прикасались друг к другу. Я не помню любви. Я даже не помню, как его звали. Что заставило меня жить с ним? Наверное, было ведь что-то? Не помню. Не помню. Он молчит, сидит, суетится в освещенных квадратиках моей памяти – совершенно постороннее существо. Забавное, механическое. Что-то вроде одушевленного кухонного комбайна. А чего он хотел? Что любил и чего боялся? О чем думал, мечтал?

&  Возможно, они бы хотели вернуться. Но уже не могли – у них не было сил. Новая жизнь – симпатичные тележки в супермаркетах, полупустые автобусы с плюшевыми сиденьями и улыбчивыми пассажирами, раздельные урны для органического и неорганического мусора, непонятная немецкая речь и вежливые кассиры – эта жизнь как-то сразу заставила их съежиться, придавила, превратила в нелепых и жалких старичков.

&  Перемена. Маша сидит на парте, держит в руках какой-то листок. Из-за ее плеча на листок таращатся другие дети. «Посмотрите на картинку внимательно и попробуйте разглядеть в ней жирафа», – читает она надпись внизу. А там точки. Там нет никакой картинки, никакого жирафа – только точки, маленькие, черненькие, назойливые. «О! Я вижу!» – радостно вскрикивает сзади какая-то девочка. «И я!» – «И я», – «Ух ты! Действительно – жираф!» Они все видят. Она – нет. Никогда. Ни разу. Она не увидела жирафа за этими точками. Потому что, кроме точек, там ничего не было. Но не могли же они все врать?

&  – Что вообще происходит?
    – Что происходит – это, Маш, философский вопрос... угощайся.


Надо уметь фотографировать страшное. Надо уметь его видеть. Страшное – это вам не кровавые пятна. Не клыкастые монстры. Не выпущенные наружу кишки, не отрубленные руки, не вытекшие глаза. Страшное – это забавная поза. Смешная деталь. Плюс то, что не вошло в кадр. Страшное – это полуголый человек, мирно сидящий на унитазе, с головой, повернутойнемного странно. Пи-пик. Снято.

&  Туман здесь бывает, знаешь, какой – сам черт ногу сломит! Что поделаешь... Такой климат... Такая местность... Эх, такая жисть...

&  – Какая красивая! – шепотом сказал Мальчик.
    – Да ты говори, Детеныш, нормально. Она все равно не проснется.
    – Почему?
    – Как – почему? Потому что она заколдованная. Она будет спать, пока однажды ее не поцелует...
    – Прекрасный принц?
    – Ну да, что-то вроде того. Если сам знаешь, чего спрашиваешь?

&  Бесконечный хвойно-березовый лес растянулся вдоль железной дороги большой мертвой зеброй.

&  Утром, когда отвизжал свое будильник, когда съеден завтрак, когда вымыта посуда, когда льется вода в душе, когда во рту горько-сладкое послевкусие ночной неподвижности, растворимого кофе и зубной пасты…

&  Действительно, почему ему вдруг так понадобилось сбежать, когда сидеть оставалось всего ничего? {...} Уж явно не из-за угрызений совести. Свою совесть он всегда умел обманывать не хуже, чем всех вокруг – возможно, потому, что никогда до конца не ощущал эту самую совесть собственным «внутренним органом»... Это как с сумасшедшим, которому казалось, что его правая рука – чужая. Врач сказал ему: а вы попробуйте пощекотать себя этой рукой. Тот попробовал – и тут же начал хохотать и дергаться. И тогда врач сказал: знаете, а ведь это действительно не ваша рука. Потому что он знал, врач, что человек физически не способен щекотать себя сам, ему просто не будет щекотно; в щекотке самое главное – неожиданность прикосновения... Впрочем, при чем здесь это?

&  Потом она поочередно открыла все девять карт. Все девять пик.
    – Что это значит? – занервничала девушка.
    – Туз пик – будет тяжелый год, – сообщила Люси. – Король пик – близкий тебе человек – предатель и изменник. Дама пик – коварная женщина. Валет пик – личные неприятности. Десятка пик – жди удара от того, кто рядом с тобой. Девятка пик – крупная ссора. Восьмерка пик – страх. Семерка пик – слезы. Шестерка пик – разлука.
    – О господи, – прошептала девушка.
    – А я еще не закончила...

Давать второе начало тому, что уже однажды закончилось, – все равно что выкопать из земли и воскресить труп... После того, как вы вернете его к жизни, он никогда не оставит вас друг с другом наедине. Вы будете жить вместе с ним, с вашим мертвецом. Он будет рядом с вами везде и всегда – как докучливый щенок, как грудной младенец, как беспомощный инвалид – ваш мертвец. В постели он будет лежать между вами все ночи напролет, а днем вы будете встречать его в ванной, в гостиной и в кухне. И он будет зол на вас, очень зол, этот мертвец. Мертвые не любят, когда их беспокоят. Не любят, когда их заставляют жить. Он будет мстить вам за то, что вы воскресили его. Постепенно, постепенно, постепенно он отравит ваш дом трупным запахом, он наполнит вас трупным ядом, он лишит вас сна, сведет вас с ума, сделает вас врагами. Он обязательно добьется своего, он снова вас разлучит – усталых, полумертвых, полных ненависти и обиды. Он добьется своего. Он обретет покой...

&  – Это у меня просто такой сценический имидж. А Алекс и дядя Леша – мои сценические псевдонимы. Там.
    – Там?
    – Ну да, там. В Яви. Я ведь туда иногда вылезаю. Мы все иногда вылезаем. У-у-у! – Лесной вдруг дико замахал руками и сделал «страшные» глаза. – Никогда не знаешь, что из тебя может вылезти!

Ver shpilt zikh mit di kinder un teyl nemt tsu tsu zikh?
    Кто играет с детьми и забирает их к себе? (идиш) Из песни Зисе Ландау «Кто ведет все корабли»

&  Конечно, они говорили неправду. Умирать было очень, очень больно.
    Всем.


&  – Если ты все им расскажешь, то здесь начнется ад кромешный. Скандал, истерика и паника, вопли и членовредительство. И вечность, которая нам, возможно – подчеркиваю: возможно, – предстоит, мы проведем не самым приятным образом... В этой самой истерике и панике. Не лучше ли, чтобы у всех было хорошее настроение?


  ... – Ну что, вкусно?”

Комментариев нет:

Отправить комментарий