9 июн. 2014 г.

Орсон Скотт Кард — Тень Гегемона (3/3)



&  — Любовь? Вот к этому все и сводится?
     — Нет, не просто любовь. Я говорю о цикле жизни. Я говорю о том, чтобы найти чужого человека, женщину, решить жениться на ней и остаться с ней навеки, независимо от того, будете ли вы еще любить друг друга через несколько лет. А зачем это делать? Чтобы вместе заводить малышей, стараться сохранить им жизнь, учить их тому, что им надо знать, чтобы когда-нибудь они сами завели своих малышей, и чтобы мир не остановился. И ты сможешь вздохнуть спокойно, лишь когда у тебя будут внуки, пара горстей внуков, потому что тогда ты будешь знать, что твой род не угаснет и ты не умрешь в мире. Себялюбиво? Да нет, просто для этого и нужна жизнь. Это единственное, что приносит счастье, и всегда приносило, всем и каждому. Все остальное — победы, достижения, почести, великие дела — они приносят лишь мгновенные приливы радости. Но связать себя с другим человеком и с вашими общими детьми — вот что такое жизнь. А этого ты не сможешь сделать, если в центре твоей жизни — честолюбие. Ты никогда не будешь счастлив. Тебе всегда будет мало, даже если будешь править миром.

&  — Я только не понял, где тут радость?
     — Горе и есть радость. У меня есть о ком горевать. А у тебя есть?

&  ...и скажут: "Чего же еще ждать от ребенка", или добрее, но не менее уничижительно: "Когда он наберется опыта, тогда и посмотрим..." Взрослые всегда говорят что-нибудь в этом роде. Как будто опыт действительно имеет какую-то корреляцию с мудростью, как будто не все глупости в мире делались взрослыми.


&  Всего трех столетий после Гражданской войны в Америке хватило, чтобы доказать, что хождение в бой строем закончилось. Для военных организаций вполне допустимое запаздывание.

&  Страх смерти меняет взгляд человека на мир, Боб это знал.

&  Это общая черта приматов — быть покорными и даже восторженными по отношению к тому, кто обладает властью их убить.

&  А проснулся Боб, очевидно, потому, что пузырь был полон. И хотелось пить. Что ж, это жизнь. Влить, вылить, влить, вылить. Засыпать и просыпаться. Ах да, еще иногда размножаться.

&  Смерть — не трагедия для того, кто умирает. Трагедия — зря растратить жизнь.

&  — Иногда надо накормить тигра, чтобы он вас не сожрал.

&  — В Индии надо бы знать правильное слово. "Сатьяграха", и оно совсем не означает мирного или пассивного сопротивления... Сатьяграха — это нечто другое. Воля перенести личные страдания ради того, чтобы поступать правильно.
     — А в чем тут разница?
     — Иногда, то, что правильно, бывает не мирным и даже не всегда ненасильственным. Выносишь то, что должен вынести.
     — Это больше всего похоже на смелость.
     — Смелость поступать правильно. Смелость даже тогда, когда невозможна победа.
     — А как насчет "Без осторожности нет доблести"?
     — Слова трусливого шекспировского персонажа.
     — Здесь нет противоречия. Совершенно разные обстоятельства. Если есть шанс победить потом, отступив сейчас, отводишь свои силы. Но лично для тебя, если ты знаешь, что цена правильного поступка — страшная утрата, страдание или даже смерть, сатьяграха означает еще большую решительность поступить правильно из страха перед страхом, который может уговорить тебя на неправильный поступок.

&  Ничто так не заставляет свидетелей остолбенеть, как небрежное убийство.

&  ...Россия объявила себя союзницей Китая и заявила, что рассматривает государства Восточной Европы, не сохранившие верность Новому Варшавскому договору, как мятежные провинции. Россия без единого выстрела — простым обещанием быть не таким страшным господином, как Китай, — смогла переписать Варшавский договор таким образом, что он более или менее превратился в империю, включающую всю Европу к востоку от Германии, Австрию и Италию на юге и восточную часть Швеции и Норвегии на севере.
     Усталые страны Западной Европы "с пониманием восприняли" ту "дисциплину", которую привнесла в Европу Россия, и Россия тут же получила полноправное членство в Европейском Сообществе. Поскольку она теперь контролировала более половины всех голосов, для сохранения видимости независимости приходилось на многое закрывать глаза, и Великобритания, Ирландия, Исландия и Португалия вышли из Сообщества, не желая играть в эту игру. Но и то им долго пришлось убеждать русского медведя, что причины здесь чисто экономические, а так они искренне приветствуют возобновление российского интереса к Западу.
     Америка, которая в торговых вопросах давно уже существовала при Китае как хвост при собаке, малость побурчала насчет прав человека и вернулась к обычным занятиям: составлять спутниковые карты перекроенного мира и продавать их...

&  ...давая всему человечеству шанс на достойную жизнь в мире и той свободе, которую дозволяет его культура.

&  Не надо сожалений. Не надо желать переделать прошлое. Надо смотреть в будущее и работать, пока задница не сотрется.

  ... Ты настолько великодушен, что любишь того, который есть.”

Тень Эндера (Сага теней—1)

Театр Теней (Сага теней—3)


Комментариев нет:

Отправить комментарий