19 дек. 2012 г.

Олег Сатов — Определение культуры

«Навскидку можно выделить две различные плоскости, в которых следует рассматривать этот вопрос. Первая и самая очевидная — взгляд на культуру как на особую форму образованности, то есть, это скорее знание о культуре, чем сама культура. Вторая плоскость — это определение культуры, как особой формы чутья в отношении окружающей действительности.»
«Можно посмотреть на образование под немного иным углом и сказать, что его цель — общее расширение кругозора и тренировка навыков самостоятельной работы с информацией, которые необходимы для дальнейшего профессионального и общего развития за пределами системы образования. Это все верно и понятно, но здесь возникает ровно та же самая проблема: формальный кругозор — не есть настоящий кругозор, а умение готовиться к экзаменам — не есть умение по-настоящему и всерьез учиться чему-то новому.»
«Нет никакой сложности в том, чтобы научиться отличать примитивную популярную музыку от сложной классики в исполнении симфонического оркестра. Если постараться, то можно даже научиться различать нюансы звучания отдельных инструментов, узнавать на слух исполнителей и даже концертный зал, где была сделана запись. Но способность к тонкому различению и узнаванию — это не более чем механическая функция — здесь еще нет никакой культуры.

И даже если самому научиться виртуозно исполнять самые сложные произведения, здесь все еще не будет никакой культурной составляющей — одна только изощренная техника. Квантовый переход случается, когда человек начинает не просто аналитически отличать качественное звучание от некачественного, но естественным образом искренне и непреднамеренно наслаждаться хорошей музыкой, и не обязательно самой сложной и совершенной.»
«Вот где-то здесь и случается волшебство. Есть просто слух, который позволяет нам слышать мир вокруг. Есть музыкальный слух, который позволяет слышать еле заметную фальшь скрипача во втором ряду справа в симфоническом оркестре. И есть индивидуальный музыкальный вкус, которой отвечает за субъективный эмоциональный отклик на музыкальное произведение.»
«Три стадии: грубое восприятие, тонкое различение, эстетическая ценность.»
«Культура — это не знание современных трендов, это свое собственное суждение об эстетической ценности наблюдаемого объекта. И чем более тонкое восприятие у человека, тем более утонченным может быть его вкус. Но, как мы уже говорили, первое не гарантирует второго, а только обеспечивает для него необходимую основу. А произойдет ли переход от сухого прагматизма к эмоциональной эстетике, зависит от самого человека.»
«...культура — это развитый вкус к жизни в целом — тонкое восприятие окружающей реальности сопряженное со способностью на глубокий эмоциональный отклик.

...культурное развитие зависит от двух составляющих: всестороннего расширения кругозора, которое позволяет различать и узнавать все более тонкие аспекты реальности, и формирования здоровой устойчивой индивидуальности способной к самоопределению и не нуждающейся в психологической защите и маскировке. Именно тогда у человека будет отточенный вкус к жизни — настоящее и всестороннее культурное чутье.»
«Как жить дальше? Из логики повествования следуют две рекомендации: расширяйте кругозор, накапливайте любой возможный опыт и воспитывайте потихоньку свой собственный вкус.

Отложите в сторону свой непотопляемый прагматизм и научитесь поступать в соответствии со своими настоящими предпочтениями, пусть даже они покажутся вашему рассудку глупыми и не логичными. Вкус, культура и душевное равновесие обретаются в сфере иррационального…»


Комментариев нет:

Отправить комментарий