16 авг. 2012 г.

Бернард Вербер — Новая ЭОАЗ (8/11)



207. Медитация
    Вот простой метод практической медитации.
    Лягте на спину, слегка раздвиньте ноги, вытяните руки ладонями вверх вдоль тела, не касаясь его. Расслабьтесь. Начните упражнение с мыслей о крови, которая отливает от кончика каждого пальца ног и поднимается к легким, чтобы обогатиться. Выдыхая, представьте себе насыщенную кровью легочную губку, посылающую чистую, осветленную, обогащенную кислородом кровь к кончикам пальцев ног.
    Теперь, при новом вдохе, подумайте об усталой крови брюшной полости и пригоните ее к легким. Выдыхая, представьте себе профильтрованную, полную жизненных сил кровь, вернувшуюся оросить вашу печень, селезенку, пищеварительный тракт, половые органы, мышцы.
    Во время третьего вдоха притяните кровь сосудов пальцев рук, прополощите ее и отправьте обратно.
    И наконец, еще глубже вдохните воздух в четвертый раз, призовите кровь мозга, прогоните все застойные мысли, отправьте их отсеиваться в легкие, верните в голову кровь чистую, полную энергии, кислорода, жизни.
    Хорошенько представьте себе каждый этап. Очищайте свое тело в ритме своего дыхания.

208. Музыкальная конструкция канона
    Канон в музыке представляет собой чрезвычайно интересную конструкцию. Самые известные примеры канонов: «Братец Жак», «Ветер свежий, ветер утра» и «Канон» Пахельбеля.
    Канон построен вокруг единой темы, грани которой исполнители разрабатывают, сталкивая их между собой. Первый голос исполняет тему. Через некоторое время второй повторяет ее, затем ее подхватывает третий. Для построения канона каждый голос должен исполнить три роли:
    вывести основную мелодию;
    добавить аккомпанемент к основной мелодии;
    добавить аккомпанемент к аккомпанементу и к основной мелодии.
    Конструкция имеет три уровня, на каждом из которых каждый элемент, в зависимости от положения, играет и главную роль, и второстепенную, и роль статиста.
    Можно усложнить канон, не добавив в него ни единой ноты, просто меняя тональность, исполняя один куплет октавой выше, другой – октавой ниже. Можно также разнообразить канон, меняя темп исполнения. Сделать его быстрее: пока первый голос выводит тему, второй успевает повторить ее два раза. Сделать его медленнее: пока первый голос исполняет мелодию, второй замедляет темп пения в два раза. Третий же голос точно еще сильнее ускоряет или замедляет исполнение темы, от чего появляется эффект разрастания или концентрации.
    Обогатить канон можно и изменением мелодии. Когда первый голос, выводя основную тему, поднимается, второй опускается. Все это очень просто осуществить на практике, если нарисовать основные линии голосов так, как рисуют стрелки на картах боевых действий.


209. Совет
    Люби своих врагов.
    Это лучший способ действовать им на нервы.
   

214. Искусство фуги
    Фуга – это шаг вперед по сравнению с каноном. Если в каноне разрабатывается одна и та же тема, которую «мучают» разными способами, чтобы увидеть, что она может дать, сочетаясь сама с собой, то в фуге может быть много тем. «Музыкальное приношение» Иоганна Себастьяна Баха представляет собой одно из лучших архитектурных решений фуги. Как многие другие, эта фуга начинается в до минор, но оканчивается, в результате переходов, достойных лучшего из иллюзионистов, в ре минор. При этом ухо самого внимательного слушателя не может уловить мгновения, в которое совершается метаморфоза.
    Апофеозом этой музыкальной формы стал отрывок сочинения «Искусство фуги», в котором Иоганн Себастьян Бах незадолго до своей смерти хотел объяснить смертным технику музыкального перехода от простого к сложному. В разгар работы его остановили проблемы со здоровьем (он почти ослеп). Фуга осталась недописанной.
    Интересно, что одну из тем этого последнего незавершенного отрывка, знаменитую тему В-А-С-Н, композитор назвал буквами своего имени. В немецком сольфеджио В соответствует ноте «си бемоль», А – ноте «ля», С – ноте «до», Н – простому «си». Bach – си бемоль, ля, до, си.

217. Будущее принадлежит актерам
    Чтобы добиться уважения, актеры умеют изображать гнев. Чтобы добиться народного признания, актеры умеют изображать любовь. Чтобы им завидовали, актеры умеют изображать радость. Теперь актеры появились во всех профессиях.
    Избрание Рональда Рейгана в президенты Соединенных Штатов в 1980 г. окончательно подтвердило наступление эры актеров. Не нужно обладать какими-то идеями или уметь управлять, достаточно окружить себя группой спичрайтеров и хорошо сыграть свою роль перед объективами камер.
    {…} Актеры правят миром. Проблема в том, что при выдвижении вперед актеров форма превалирует над содержанием, казаться становится важнее, чем быть. Мы больше не слушаем то, что люди говорят. Нам достаточно видеть, как они говорят, какое у них при этом выражение глаз, подходит ли их галстук по цвету к платочку в верхнем кармане. Те же, у кого есть идеи, но кто не умеет их представить, постепенно сходят с дистанции.



Комментариев нет:

Отправить комментарий