14 авг. 2012 г.

Бернард Вербер — Новая ЭОАЗ (6/11)



135. Коан
    В японской культуре дзен коан – это парадоксальное утверждение или вопрос, который помогает осознать ограниченность нашей логики. Коан кажется абсурдным, однако он стимулирует мозг, побуждая думать по-новому. Цель коана – заставить воспринимать реальность иначе, чем мы привыкли. Закосневшему рассудку коан даже может причинить боль.
    Это объясняется тем, что мы привыкли мыслить в рамках двухмерной логики. Наш разум привык к четким, разграниченным понятиям (черное/белое, зло/добро, левое/правое, истина/ложь и т. п.). Коан заставляет нас съехать с проторенной колеи. Можно сказать, что «треугольник в представлении шара – это коан».
    Вот несколько примеров:
    Что делать, когда делать нечего?
    Может ли существовать вселенная в отсутствие разума?
    Светло ли от черного света?
    Каков звук хлопка одной ладони?
    Существует ли иллюзия?
    Куда девается белизна, когда тает снег?
    Ищи то, чего тебе не хватает в том, что у тебя есть.
    Любая вещь известна лишь потому, что мы считаем, что знаем о ней.

143. Три сита
    Один человек пришел к Сократу и спросил:
    – Знаешь, что мне сказал о тебе твой друг?
    – Подожди, – остановил его Сократ. – Просей сначала то, что собираешься сказать, через три сита.
    – Три сита?
    – Прежде чем что-нибудь сказать, нужно трижды просеять это. Во-первых, через сито правды. Ты уверен, что то, что ты скажешь, правда?
    – Нет. Просто я слышал...
    – Очень хорошо. Значит, ты не знаешь, правда это или нет. Тогда просеем через второе сито – сито доброты. Ты хочешь сказать о моем друге что-то хорошее?
    – Нет! Напротив!
    – Значит, – продолжал Сократ, – ты собираешься сказать о нем что-то плохое, но даже не уверен, что это правда. Попробуем третье сито – сито пользы. Так ли уж необходимо мне услышать то, что ты хочешь рассказать?
    – Нет, в этом нет необходимости.
    – Итак, – заключил Сократ, – в том, что ты хочешь сказать, нет ни доброты, ни пользы, ни необходимости. Зачем тогда это говорить?


146. Элевсинская игра
    Цель элевсинской игры – найти ее правила. На всех играющих раздают колоду в пятьдесят две карты. Один из игроков придумывает правила и записывает на листке бумаги, чтобы их нельзя было изменить в ходе игры.
    Тот, кто первым придумывал правила, становится «первым богом», а первые правила называются «Закон мироздания».
    Игра начинается.
    Ведущий – игрок-бог – кладет карту и объявляет: «Мир начал существовать». За ним все по очереди выкладывают по одной карте. Ведущий комментирует: «хорошая карта» или «плохая карта». «Плохие» карты убирают в сторону.
    Игроки видят хорошие карты и пытаются понять логику выбора «хороших» карт. Если кто-то считает, что понял правила, он объявляет себя «пророком». Он больше не выкладывает карты на стол, а начинает комментировать игру остальных участников. «Бог» контролирует «пророка». Если «пророк» допускает ошибку, то тут же выбывает из игры. Остальные продолжают угадывать правила игры.
    Если «пророк» два круга подряд ответил правильно, он объявляет вслух «Закон мироздания». «Пророк» побеждает, если его ответ совпадает с тем, что было записано до начала игры.
    Если же никто не может угадать правила игры и все «пророки» ошибаются, выигравшим считается «бог». Тогда «Закон мироздания» зачитывают вслух и обсуждают, можно ли было его угадать в процессе игры. Если «закон» слишком сложен, «бога» дисквалифицируют.
    Интереснее всего придумать простой «закон», который в то же время не просто угадать. Например, правило «чередование карт младше и старше семерки» очень трудно разгадать, так как чаще всего следят за чередованием мастей и картинок. Вообще, внимание нередко уделяют вещам, которые его не заслуживают. Правило «только красные масти, кроме десятой, двадцатой и тридцатой» найти невозможно. Так же, как и «любая карта, кроме семерки червей».
    Правило «любая карта хорошая» может оказаться сложным, если правила в предыдущих играх были замысловатыми – игроки уже ждут задания повышенной сложности. Какую же стратегию должен применить тот, кто хочет выиграть? Игрок должен как можно быстрее объявить себя пророком, даже если он не уверен, что догадался, какое правило придумал «бог».



Комментариев нет:

Отправить комментарий