13 авг. 2012 г.

Бернард Вербер — Новая ЭОАЗ (5/11)



110. Трансактный анализ
    В 1960 г. психоаналитик Эрик Берн изобрел трансактный анализ. В книге «Вы сказали „здравствуйте“. Что дальше?» он приходит к выводу, что взрослые в общении выбирают психологическую позицию, каждая из которых соответствует одной из трех категорий – Родитель, Взрослый, Ребенок. Они выбирают роль Высшего, Равного, Низшего. Говоря с другими, человек «становится» ребенком, взрослым или родителем.
    Вступая в отношения «родитель – ребенок», человек попадает в систему, внутри которой существует более узкое разделение ролей – родитель-кормилец (мать) или родитель-воспитатель (отец), а в категории «Ребенок» есть ребенок-бунтарь, покорный ребенок и свободный ребенок. К категории «Ребенок» относятся артисты, неспособные справляться с реальностью.
    Дальше тот, кто взял на себя роль родителя, и тот, кто предпочел стать ребенком, начинают психологическую игру, в которой каждый преследует определенную цель – усилить свою власть или вырваться из под опеки. В игре есть еще три роли – преследователь, жертва и спаситель. Большинство человеческих конфликтов может быть объяснено описанным распределением ролей в борьбе за власть в отношениях. Фразы, которые начинаются с «Ты должен знать…» и «Ты должен был…», тут же обеспечивают тому, кто их произносит, доминирующее положение, роль Родителя. Точно так же, говоря «Прошу прощения» или «Мне очень жаль», человек становится Ребенком. Даже использование уменьшительных или ласкательных оборотов вроде «малыш» или «лапушка» тут же принижают значение другого человека, уподобляют его маленькому ребенку. Единственная здоровая система отношений, не провоцирующая психологической борьбы, – это разговор между взрослыми, при этом каждый называет другого по имени, не обвиняет его и не превозносит, не прикидывается безответственным ребенком или взрослым, читающим нотации. Но это встречается крайне редко, так как наши собственные родители никогда не подавали нам такого примера.

115. Игра вслепую
    В книге «Гедель, Эшер, Бах: бесконечная золотая цепь» математик Дуглас Р. Хофстадтер описывает игру, в которую играют вдвоем. Для нее не нужны ни карты, ни шахматы, ни какие либо другие предметы. Только две руки.
    Оба игрока одновременно показывают на пальцах число от 1 до 5.
    Тот, кто показал большее число, получает столько очков, сколько составляет разница между его числом и числом соперника.
    Например, если первый игрок показал 5, а другой – 3, то первый получает 2 очка. Счет 2: 0. Сразу становится ясно, что нужно все время показывать 5, чтобы выиграть, но… есть еще одно правило.
    Если разница между числами, которые показывают игроки, составляет 1, то показавший меньшее число получает столько очков, сколько составят в сумме оба числа, показанные противниками друг другу. Например, если один показывает 5, а другой 4, последний получит 9 очков.
    Если оба игрока показывают одинаковое число, нужно переиграть. И так далее… Выигрывает тот, кто первым наберет 21 очко. Разумеется, можно играть на деньги. Эта простая игра с легко запоминающимися правилами, не требующая никакого инвентаря, на самом деле достаточно тонка и психологична, так как постоянно заставляет вас думать о том, что другой игрок думает о том, что думаете вы.
    Едва вы находите правильную стратегию, как тут же приходится ее менять, чтобы вновь запутать противника.


121. Экран и ясность мысли
    Был проведен эксперимент, чтобы выявить разницу между телезрителем и человеком, который смотрит кино. {...}
    Питер Энтелл называет телевидение «оскотиниванием разума». Мы находимся внутри света, который бьет нам в лицо, и теряем способность дистанцироваться от того, что нам показывают. В кино, напротив, мы продолжаем мыслить самостоятельно, так как видим только отражение света.

122. Самооценка
    {...} Каждый человек постоянно получает хорошие или плохие оценки от общества, в котором живет. Его самооценка то поднимается, то снижается в зависимости от похвал или порицаний. Цель того, кто стремится стать по-настоящему свободным, – избавиться от зависимости от «кнутов и пряников» и самому выставлять себе баллы. Тогда для того, чтобы поднять свою самооценку, можно пойти на риск, пытаться сделать нечто по-настоящему сложное, чтобы понять, на что вы способны. Но не следует сильно расстраиваться, если вы потерпите неудачу. Победа зависит от многих факторов, помимо вашего таланта. Так что праздновать следует не победу, а то, что вы вообще отважились рискнуть.

130. Китайский дракон
    «Китайский дракон» – это стратегия, направленная на то, чтобы убедить присутствующих в непроверенной гипотезе. Иногда ее применяют в науке, чтоб продвинуть какую нибудь сомнительную идею.
    Вот как выглядят действия ученого, который использует «китайского дракона». Он выдвигает теорию и тут же выдумывает собеседника, который якобы отстаивает противоположную идею. Разоблачая вымышленного оппонента (это тем проще сделать, что наш ученый сам выдумал его аргументы), он тем самым убеждает всех в том, что его собственная теория верна.

133. Толкование нот
    Гностики считали, что музыка тесно связана с космосом и астрономией. Таким образом,
Ре – Regina Astris, Царица звезд. Луна;
Ми – Mixtus Orbis, Смешанный мир. Место, где смешиваются Добро и Зло. Земля;
Фа – Fatum. Судьба;
Соль – Solaris. Солнце;
Ля – Lacteus Orbis. Млечный Путь;
Си – Sidereus Orbis. Звездное небо;
До – Dominus. Бог.



Комментариев нет:

Отправить комментарий