Сад
Пионеры
“Вы не стесняйтесь, пьяницы,носа своего —& Галстуки были двух сортов. Штапельный за три сорок и шелковый за пять тридцать. В деньгах пятидесятых годов — это кило белого хлеба разницы, или полторы пачки папирос. Бедные покупали штапельный. Он выглядел нище. А шелковый отблескивал и вид имел благородный.
он ведь с нашим знаменем
цвета одного!
То оно огромное без меры,
то куском простого кумача
обнимает шею пионера,
маленького внука Ильича. ...
Принимали не всех, а только лучшие две трети. Худшую третью треть принимали весной. Для охвата.
Парты в классе стояли в три ряда. Они превращались в три звена, а класс — в пионерский отряд. С тремя звеньевыми (одна красная полоска на рукаве) и председателем совета отряда (две полоски). Их выбирали.
Я был звеньевым, я был председателем совета отряда, и старостой класса я тоже был, я был всем по очереди. И категорически невозможно сказать, чем мы занимались на своих сборах и собраниях. За все годы я помню один поход звеном в кино, и то пришли три человека.
& Кто пришел в школу без галстука — писали в дневник и отправляли за галстуком домой. Хулиганы не носили галстук из принципа.
И однако!!! Было ощущение социального статуса. Приличные люди.
Не то знак качества, не то гражданская зрелость.
... Достойный член общества своей возрастной группы.”
Лесопосадки
“Убей бобра — спаси дерево! ...& Пионер и саженец — это как голубь и письмо, или собака и бешенство: смысловая пара. Скворечник сколотить, саженец посадить, старушку перевести.
& Через два часа, в поту и одышке, мы утыкали обозримое пространство серыми безнадежными прутиками.
Летом пейзаж напоминал атомную войну.
... Осенью местные жители повыдергали лесопарк на растопку.”
Игры патриотов
“Ума не приложу, почему нам запрещали играть в «зоску». ...& Пятак или свинцовая пломба зашивалась в клочок овчиного меха, и этот самодельный волан подбрасывали ногой. Кто больше набьет, не дав упасть на пол. Почему «зоска» считалась неприличной и хулиганской? Педагогический гипноз.
& «Клопик» — там понятно. Краешком пятака ты давил на самый краешек лежащей монеты, чтоб она вывернулась, подпрыгнула и перевернулась на другую сторону. Второй переворот на прежнюю сторону — и ты ее выиграл. Не перевернул — тогда очередь соперника. Азартная игра на деньги в самом мизерном, детском варианте.
& Хорош был «занзибар». Человеку предлагали достать из кармана монету и положить на три пальца, сложенные щепотью кверху. Потом задумать двузначное число. Потом сказать это число играющему. В ответ играющий называл другое число, большее (а хоть и меньшее), и заключал: «Я выиграл!» И забирал монету. В «занзибар» можно было сыграть только один раз.
& И все играли в ножички. Втыкали оборотами в песок: «с пальчиков», «с зубчиков», «с локотка», «с колена». Проигравший тащил зубами колышек из песка: по нему били рукояткой ножа столько раз, на сколько ходов он отстал.
... Перочинный ножик и китайский фонарик с фокусируемым «в точку» лучом были имущественным цензом нормального пацана.”
Феномен
“Я лично видел, как обычный с виду пятиклассник мочится на потолок. ...& Смотреть на это было совсем не так интересно, как рассказывать. Зрелищу не хватало эстетики.
... Но в осадке оставалось знание о безграничности твоих возможностей.”
Комментариев нет:
Отправить комментарий