16 мая 2012 г.

Александр Вемъ — Вруны и врунишки (5/5)



Секрет эвфемизмов

&  Знаете ли вы, что такое эвфемизм? О! Это слово-фокус, слово-хитрость, слово-выручалочка. Эвфемизм – это более мягкое, завуалированное выражение, используемое вместо того, которое представляется слишком резким или прямолинейным. Так некоторые люди, говоря об умерших, вместо «он скончался» предпочитают «он отошел в мир иной».
    Эвфемизмы получили широкое распространение в речи и бывают чрезвычайно полезны в общении. Они позволяют, никого не обижая, сказать именно то, что мы хотим.

&  Для смягчения отпугивающих резких высказываний используются следующие выражения.
  • Только. Всего лишь. Широко используются при объявлении цены любого товара.
  • Просто.
  • Попробуйте. Постарайтесь. Очень странные слова. Представьте себе, что вы стоите за стулом, а я прошу вас попробовать его поднять. Вы, несомненно, поднимете стул. А ведь я просил вас попробовать!
  • Да что я, лгу?! Нередко выступает эвфемизмом для «я вас обманываю».
  • Поверьте мне! Уверяю вас.

&  По возможности старайтесь устранять из речи различные слова-паразиты, которые, скорее всего, позволяют нам оттянуть время, подумать, но они в значительной мере обесценивают то, что мы пытаемся сказать. К словам-паразитам относятся:
  • хм;
  • э-э-э;
  • в некотором роде;
  • с определенной точки зрения;
  • значит;
  • ну, вы знаете;
  • вы понимаете, что я имею в виду;
  • вот;
  • да уж.
    Встревающие в речь в самых неподходящих местах, они лишают наши высказывания убедительности и выразительности.

&  В некоторых случаях, если человек хочет как-то ослабить впечатление, которое произведут его слова, он начинает речь с какой-то несущественной, не представляющей особого значения информации, а затем использует связующие выражения для перехода к тому, что он действительно хочет сказать. Если вы будете достаточно внимательны, то научитесь без труда понимать, что же хочет сказать ваш собеседник.
    Примеры слов, выступающих в роли таких связующих звеньев:
  • кстати;
  • но;
  • а;
  • однако;
  • в данном случае;
  • между прочим;
  • ну и...
    За ними обычно следует важная информация.

&  Союз «но» представляет собой подлинную языковую проблему. Оно напоминает мне встроенный в человеческое сознание переключатель: услышав его, человек мгновенно занимает оборонительную позицию, поскольку понимает, что это коротенькое слово указывает на несогласие с его мнением. Постарайтесь устранить «но» из своей речи, заменив его на «и».

&  Для связи существенной и несущественной информации используются такие выражения, как «в данном случае» и «между прочим». Но еще чаще встречается «ну и...» Сначала сообщается информация, которую человеку принять легко, а затем вслед за небрежным «ну и» идут неприятные сведения.
    «Платежи составят всего лишь $100 в месяц, ну и, конечно, нужно внести задаток в $2000».
    В предшествующем предложении использовано вводное слово «конечно», которое как бы предполагает, что речь идет о чем-то само собой разумеющемся, самоочевидном для любого человека: задаток – вещь общепринятая, и того, кто об этом не знает, можно просто считать глупцом. Все приведенные слова и выражения призваны ослабить значение следующей за ними неприятной информации.

&  Подчеркнуть какую-то мысль можно при содействии таких помощников, как:
  • определенно;
  • честно говоря;
  • абсолютно необходимо;
  • на самом деле;
  • откровенно говоря;
  • буквально.
    Но к использованию таких слов нужно подходить очень осторожно. Бывают случаи, когда их употребление наводит на мысль о недостоверности последующей информации.

&  Различие – главное, на что мы обращаем внимание.
    {...} Когда мы собираемся купить что-то дорогостоящее (автомобиль, дом или чью-то идею), нас довольно легко уговорить купить и что-либо чуть-чуть поменьше, стоящее немного дешевле; в таком случае покупатель даже не интересуется ценой.

&  На самом деле такая «благотворительная» деятельность может оказаться очень прибыльной.
    «Бессребреники» пользуются методом взаимных услуг и обязательств. Живя в цивилизованном мире, мы очень часто оказываемся в ситуации, когда обязаны сделать для кого-то нечто равноценное, что он когда-то сделал для нас. {...}
    Бесплатные образцы – очень эффективный способ продажи изделий не только потому, что это честный способ дать покупателю возможность опробовать вещь прежде, чем он ее купит, но и потому, что в нем изначально заложена некоторая обязательность покупки.
    Вообще говоря, метод взаимных обязательств очень выгоден, ибо, как правило, ответный дар всегда бывает больше первоначального, даже если тот гостинец вам совсем не нужен.
    Принцип внутренних обязательств и выгоды заложен и в методе «продажи с убытком», поскольку, прося о крупной услуге, человек как бы обязывает противоположную сторону уже только тем, что уменьшает объем своей просьбы безо всяких упреков и споров. Человек, к которому была обращена просьба, испытывает некоторое облегчение и благодарность к просящему за то, что она стала намного скромнее, и чувствует себя обязанным ее выполнить.

&  «Паузирование» – это музыкальный термин, он обозначает, что в тот или иной момент оркестр или солист замолкает и в воздухе «повисает» пауза. Композиторы – люди очень умные и чуткие. Они понимали, что для большего эффекта дальнейшего развития произведения пауза просто необходимы!

&  Если мы пытаемся убедить в чем-то другого человека, привлечь его на свою сторону, необходимо предоставить ему некоторое время для принятия решения. Чтобы обсудить предложение, поспорить по каким-то конкретным моментам, согласиться на уступку, тоже нужно время, поскольку компромиссы порой достаются очень и очень трудно. По завершении дискуссии человек должен чувствовать, что он хорошо исполнил роль, сделал все, что было в его силах.

&  Нельзя считать потерянным впустую время, затраченное на обсуждение какого-либо вопроса. Если человек хорошо понимает проблему или ясно видит открывающиеся возможности, он с гораздо большей вероятностью отважится на принятие решения. Таков удивительный побочный эффект процесса торга. Если кто-то соглашается с вашим предложением, идет ли речь о покупке товара или о чем-то другом, он с большей готовностью откликнется и на вашу просьбу. Если двери согласия все-таки открываются, они надолго остаются распахнутыми.

Если однажды решение принято, согласиться с ним во второй раз значительно легче.


Секрет правильных вопросов

&  В любом разговоре очень важно правильно поставить вопрос. Для чего? Ну хотя бы для того, чтобы получить положительный ответ.
    {…} Особо важную роль играет тон, каким вы задаете вопрос. Избегайте интонаций «всезнайки».
    Сначала сформулируйте утверждение, а затем задайте вопрос. В момент ответа на вопрос слушающий непроизвольно воспримет всю предшествовавшую ему информацию.
    Фокусирующие вопросы заставляют вашего собеседника задуматься о последствиях неких действий или решений. {...} Вопрос: «Каким должен быть результат совещания?» заставит его участников сосредоточиться на конечной цели и сдвинет обсуждение с мертвой точки.
    Фоновые вопросы ни к чему не обязывают. Ими мы заполняем неловкие паузы. Хорошим вопросом можно заполнить неловкую паузу, иногда возникающую в беседе, или придать разговору новое направление.

&  Наиболее эффективным способом предъявления жалоб и претензий мне кажется трехступенчатое описание своей позиции: я недоволен – причины моего разочарования заключаются в том-то и том-то – устранить мое недовольство можно так-то.
    Большинство людей обычно просто констатируют факт своего раздражения или недовольства товаром, услугой, ситуацией. Редко кто говорит о его причинах, и почти никто и никогда не предлагает возможных способов разрешения конфликта.
    Если вам нужно предъявить жалобу, сначала укажите на сам факт вашего недовольства, затем опишите его причину (абсолютно спокойным голосом) и объясните противоположной стороне, как можно исправить ситуацию и вернуть вам прежнее благодушие.

&  В трудных ситуациях вопросы могут оказывать заметное успокаивающее воздействие. Если у вас есть маленькие дети, вы, конечно, знаете, как легко бывает отвлечь их, если они чем-то расстроены или сердиты: достаточно задать несколько вопросов. Эффект сказывается незамедлительно, поскольку на вопросы обязательно приходится отвечать. Точно так же нередко успокаивают и взрослых.

&  Простой вопрос: «Не могу ли я вам чем-то помочь?» уже способствует налаживанию контакта, если он задан верным тоном. Только не нужно произносить его излишне певуче, повышая тон к концу предложения. Контакт можно наладить при помощи любого вопроса, который покажет собеседнику, что вы неравнодушны к его проблемам.

&  Милые дамы, мурлыкайте, и личная жизнь у вас будет в полном порядке.
    Какой тон голоса выбрать мужчинам? Самый низкий. Низкие частоты голоса ассоциируются у слабого пола с уверенностью, мужской силой, сексуальностью.

&  В личной жизни нам важны не слова как носители информации, а слова как носители эмоциональной окраски.
    В личных целях можно воспользоваться некоторыми правилами речи:
  • Для начала подумайте, о чем вы хотите поговорить.
  • Говорите на нижнем, диафрагмальном дыхании.
  • Перед началом речи сделайте вдох и начинайте говорить на плавном выдохе.
  • Расходуйте выдыхаемый воздух в основном на гласные звуки, четко произнося их.
  • Делите предложения на отрезки в 3-5 слов, между которыми делайте новый вдох.
  • Все слова внутри отрезка произносите слитно, как одно длинное слово.
  • Говорите четко, выразительно и эмоционально.

&  Одним из важных составных элементов согласия является «предпочтение системы восприятия». Например, два человека, для которых главным является визуальный канал, легче находят общий язык, чем любой из них в разговоре с тем, кто опирается прежде всего на кинестетику. Точно так же два человека со слуховым предпочтением скорее всего окажутся хорошими слушателями и, обладая сходным темпом и прочими характеристиками речи, смогут без труда установить взаимный контакт. Но вы можете установить согласие с собеседником, просто зная о его предпочтении и «отражая как в зеркале» его психологические характеристики, даже если ваша собственная преимущественная система восприятия иная.

&  На любой работе мы с вами являемся «продавцами». {…}
    Установив предпочтения восприятия потенциального покупателя, вы ... можете начать с включения в свою речь слов и выражений, соответствующих стилю мышления вашего предполагаемого клиента. Если вы собираетесь продать что-то кинестетику, в вашем обращении к нему должны звучать такие фразы: «Представьте, как вы будете чувствовать себя, если...», «Я уверен, что вы ухватили суть...», «Позвольте мне затронуть еще один аспект...» и т. п.

&  Несоблюдение соответствия [вашего] словаря [словарю предполагаемого клиента] не только ведет к потере ценного времени, но и оставляет негативный осадок. Слова, связанные с чужими предпочтениями, воспринимаются как иностранные, а потому подсознательно отвергаются.

&  Имея дело с большим количеством людей, вы не сможете определить их мыслительные предпочтения (да это и не принесло бы вам пользы). А потому следует использовать разнообразные средства общения, которые затрагивают все три основных варианта восприятия, чтобы удержать внимание большинства людей в течение большей части выступления.

&  Профессор [Преображенский] говорил правду и ничего, кроме правды. Да, это сначала трудно, но потом привыкаешь, и становится легче жить, как будто камень сваливается с плеч. Я проверил. А самое главное, человек, говорящий правду, честен перед самим собой, он избавлен от угрызений совести, от бессонных ночей по этому поводу. Мне кажется, самое важное для индивидуума – уважать... самого себя.

  ... Но это возможно только при условии правдивости, приближенной к абсолютной.”


__ Почти по Адамсу: в основном безвреднабесполезна.

Комментариев нет:

Отправить комментарий