11 мая 2012 г.

Михаил Иосифович Веллер — Мишахерезада

Михаил Иосифович Веллер Пионеры; Лесопосадки; Игры патриотов; Феномен цитаты

Сад

Пионеры

  “Вы не стесняйтесь, пьяницы,носа своего —
      он ведь с нашим знаменем
      цвета одного!
      То оно огромное без меры,
      то куском простого кумача
      обнимает шею пионера,
      маленького внука Ильича. ...
&  Галстуки были двух сортов. Штапельный за три сорок и шелковый за пять тридцать. В деньгах пятидесятых годов — это кило белого хлеба разницы, или полторы пачки папирос. Бедные покупали штапельный. Он выглядел нище. А шелковый отблескивал и вид имел благородный.
    Принимали не всех, а только лучшие две трети. Худшую третью треть принимали весной. Для охвата.
    Парты в классе стояли в три ряда. Они превращались в три звена, а класс — в пионерский отряд. С тремя звеньевыми (одна красная полоска на рукаве) и председателем совета отряда (две полоски). Их выбирали.
    Я был звеньевым, я был председателем совета отряда, и старостой класса я тоже был, я был всем по очереди. И категорически невозможно сказать, чем мы занимались на своих сборах и собраниях. За все годы я помню один поход звеном в кино, и то пришли три человека.

&  Кто пришел в школу без галстука — писали в дневник и отправляли за галстуком домой. Хулиганы не носили галстук из принципа.
    И однако!!! Было ощущение социального статуса. Приличные люди.
    Не то знак качества, не то гражданская зрелость.
  ... Достойный член общества своей возрастной группы.”


Лесопосадки

  “Убей бобра — спаси дерево! ...
&  Пионер и саженец — это как голубь и письмо, или собака и бешенство: смысловая пара. Скворечник сколотить, саженец посадить, старушку перевести.

&  Через два часа, в поту и одышке, мы утыкали обозримое пространство серыми безнадежными прутиками.
    Летом пейзаж напоминал атомную войну.
  ... Осенью местные жители повыдергали лесопарк на растопку.”


Игры патриотов

  “Ума не приложу, почему нам запрещали играть в «зоску». ...
&  Пятак или свинцовая пломба зашивалась в клочок овчиного меха, и этот самодельный волан подбрасывали ногой. Кто больше набьет, не дав упасть на пол. Почему «зоска» считалась неприличной и хулиганской? Педагогический гипноз.

&  «Клопик» — там понятно. Краешком пятака ты давил на самый краешек лежащей монеты, чтоб она вывернулась, подпрыгнула и перевернулась на другую сторону. Второй переворот на прежнюю сторону — и ты ее выиграл. Не перевернул — тогда очередь соперника. Азартная игра на деньги в самом мизерном, детском варианте.

&  Хорош был «занзибар». Человеку предлагали достать из кармана монету и положить на три пальца, сложенные щепотью кверху. Потом задумать двузначное число. Потом сказать это число играющему. В ответ играющий называл другое число, большее (а хоть и меньшее), и заключал: «Я выиграл!» И забирал монету. В «занзибар» можно было сыграть только один раз.

&  И все играли в ножички. Втыкали оборотами в песок: «с пальчиков», «с зубчиков», «с локотка», «с колена». Проигравший тащил зубами колышек из песка: по нему били рукояткой ножа столько раз, на сколько ходов он отстал.
  ... Перочинный ножик и китайский фонарик с фокусируемым «в точку» лучом были имущественным цензом нормального пацана.”


Феномен

  “Я лично видел, как обычный с виду пятиклассник мочится на потолок. ...
&  Смотреть на это было совсем не так интересно, как рассказывать. Зрелищу не хватало эстетики.
  ... Но в осадке оставалось знание о безграничности твоих возможностей.”

Комментариев нет:

Отправить комментарий