24 авг. 2015 г.

Элиезер Юдковский — Гарри Поттер и методы рационального мышления (15)

HPMOR

Глава 29. Эффект эгоцентричности
цитаты, HPMOR | Гарри Поттер и методы рационального мышления | Элиезер Юдковский | Less Wrong | фанфик | Эффект эгоцентричности | Работа в группах&  Подойдя слишком близко к Мальчику-Который-Выжил, становишься частью его истории.
     Без шансов написать свою.

&  – Подозрительные вещи случаются постоянно, а если ты конспиролог – ты всегда найдёшь что-нибудь подозрительное.

&  – Гермиона, – раздражённо заметил Гарри, – он не злой. Он слегка тёмный, и уж конечно слизеринец до мозга костей. Но это не значит, что он злой.
     Проблема Гарри в том, что у него слишком много разных названий для явлений. Для него же было бы лучше чётко поделить мир на Добро и Зло.

&  – Это какой-то план? – спросил Гарри.
     – Почему всё, что я делаю, должно быть каким-то планом? – с удивлённым видом спросил профессор Квиррелл. – Неужели я не могу творить хаос просто ради хаоса?

&  Нельзя разбогатеть, если тратить деньги, когда нутром чувствуешь подвох.


Глава 30. Работа в группах. Часть 1
&  В историю социальной психологии вошёл легендарный эксперимент «Робберс Кейв». Он проводился в смутное десятилетие после окончания Второй мировой войны с целью исследовать причины и найти способы решения конфликтов между группами. Учёные организовали летний лагерь в лесопарке для 22 мальчиков из 22 разных школ, выбирая детей из полных семей среднего класса. В первой фазе эксперимента изучались предпосылки возникновения конфликта между группами. 22 мальчика были поделены на две группы по 11 человек – и уже этого оказалось достаточно.
     Враждебность возникла, как только обе группы узнали о существовании друг друга, обмен оскорблениями случился на первой же встрече. Одна группа назвала себя «Орлами», другая – «Гремучниками» (им не требовались названия, пока они думали, что одни). В группах стали развиваться контрастирующие групповые стереотипы. Гремучники считали себя крутыми и жёсткими и много сквернословили, а Орлы, соответственно, считали себя честными и приличными.
     Вторая часть эксперимента была направлена на разрешение межгрупповых конфликтов. Идея собрать ребят вместе для проведения фейерверка не сработала. Они держались поодаль и ругались друг с другом. А вот когда было объявлено, что в лагере побывали вандалы, и группам нужно работать сообща, чтобы починить водоснабжение – это сработало. Общая задача, общий враг.

&  – Я правильно понимаю, – Гарри посмотрел Драко прямо в глаза, – что эти аккуратные троечки – боевой порядок, который используют профессиональные маги-военные? Которых специально тренируют, чтобы у них не дрожали руки, и они легко поражали движущиеся цели, и которые умеют объединять силы для обороны, когда они вместе? В отличие от твоих солдат?
     Ухмылка исчезла с лица Драко. Теперь оно было напряжённым и угрюмым.
     – Видишь, – не понижая голос произнёс Гарри, – вот почему нужно всегда ставить под сомнение всё, что делают те, кому ты подражаешь, и спрашивать себя, почему они поступают так, а не иначе, и есть ли смысл делать то же самое в твоей ситуации.

&  – Я могу достичь чего угодно, если буду достаточно усердно учиться.

Глава 30. Работа в группах. Часть 2
&  Драко произнёс вслух:
     – Я замечаю, что я озадачен.
     Сила рационалиста состоит в способности быть озадаченным вымыслом больше, чем реальностью.
     Драко был в замешательстве.
     Значит, что-то из того, в чём он убеждён, – вымысел.
     Грейнджер не могла сделать всё это.
     Значит, она, вероятно, и не делала.



Комментариев нет:

Отправить комментарий