16 июл. 2015 г.

Элиезер Юдковский — Гарри Поттер и методы рационального мышления (12)

HPMOR

Глава 26. Замечая замешательство
цитаты, HPMOR | Гарри Поттер и методы рационального мышления | Элиезер Юдковский | Less Wrong | фанфик | Замечая замешательство&  – Мистер Поттер... вынужден с прискорбием сообщить, что эта юная леди собирается выйти за вас замуж.
     – Что неправдоподобно. А как сказал Дуглас Адамс, «невозможное часто обладает качеством целостности, то есть тем качеством, которого недостаёт неправдоподобному». /"To quote Douglas Adams, the impossible often has a kind of integrity which the merely improbable lacks."/

&  – Однажды я слышал историю, как ученики пришли на урок физики, и учительница показала им большую металлическую тарелку, стоявшую у огня. По её просьбе ученики потрогали тарелку и обнаружили, что ближайшая к огню сторона холоднее, чем дальняя. Учительница попросила их письменно ответить на вопрос, как такое возможно. Некоторые ученики написали «потому что металл проводит тепло», кто-то – «это произошло из-за воздушных потоков», и никто не сказал «по-моему, это совершенно невозможно». А на самом деле учительница просто повернула тарелку, перед тем как ученики вошли в класс.
     – Занятно, – произнёс профессор Квиррелл. – Да, похоже. И какова мораль вашей истории?
     – Сила рационалиста состоит в способности быть озадаченным вымыслом больше, чем реальностью, – ответил Гарри. – Если кто-то одинаково хорошо объясняет любой исход, знаний у него – ноль. Ученики думали, что такими словами, как «теплопроводность», они могут объяснить всё. Даже почему у тарелки ближняя к огню сторона – холоднее. Поэтому они не замечали, насколько они озадачены, и поэтому не могли быть озадачены ложью больше, чем правдой.

&  – Если вы раньше не имели дела с журналистами, можете мне поверить: мир становится светлее всякий раз, когда умирает один из их числа.


&  – Иногда, – язвительно произнёс профессор Квиррелл, – меня посещает мысль, что гениальный слизеринский разум достался вам по ошибке. Повторяйте за мной. Рита Скитер низкая, гнусная женщина.
     – Рита Скитер низкая, гнусная женщина, – пробормотал Гарри. Ему было неприятно произносить эти слова, но альтернатив почему-то не виделось, никаких.
     – Рита Скитер попыталась разрушить мою репутацию, но я придумал гениальный план и уничтожил её репутацию первый.
     – Рита Скитер бросила мне вызов. Она проиграла, а я выиграл.
     – Рита Скитер была помехой для моих будущих планов. У меня не было выбора, кроме как разобраться с ней, если я хочу достигнуть своих целей.
     – Рита Скитер была моим врагом.
     – Я не смогу ничего достигнуть в жизни, если не буду готов побеждать врагов.
     – Сегодня я победил одного из моих врагов.
     – Я хороший мальчик.
     – Я достоин награды.

&  – Мистер Поттер, одно из незаменимых для могущественного волшебника качеств – великолепная память. Ключом к ответу на загадку нередко оказывается фраза, прочитанная в старом свитке двадцать лет назад, или, скажем, перстень, который вы видели на пальце человека, встреченного лишь однажды.



Комментариев нет:

Отправить комментарий