Эндер Виггинс — 3
Speaker for the Dead (1986)“В 1830 году, считая от даты принятия Звездного Кодекса, автоматический корабль разведчик доложил по анзиблю: исследуемая планета пригодна для человека. ...& Цель, лишенная смысла, это страшно.
& – Каждый когда-нибудь хочет, чтобы кто-то ушел, оставил его в покое. Когда-нибудь и я захочу, чтобы ты оставила меня в покое. Но даже если я скажу тебе: «Уходи!», это не значит, что ты должна действительно уйти.
& Все трусы стремятся переложить свою вину на плечи другого.
& – Стоит ли мечтать о будущем, если не уверен в себе?
& Будьте бдительны, люди, суть в том, что Наука – безобразный маленький зверек, пожирающий себя.
& – Это очаровательная черта людей. Вы все уверены, что низшие животные исходят на зависть только потому, что им не посчастливилось родиться гомо сапиенс.
& – Обман и каприз – это свойства человеческого ума. Пиноккио был таким болваном, что все время мечтал и пытался стать настоящим мальчиком. Он так и не понял, что с деревянной головой на плечах намного проще.
& Как выясняют рано или поздно все живущие, благоразумные решения легко принимать, но не легко выполнить.
& Как говорят прожигатели жизни, «мы тратили время, а теперь время тратит нас».
& Невежество и обман не могут спасти ничьей жизни. Знание спасет всех.
& – Я всегда с каждым говорю на том языке, который ему понятен. Это – не хитрость, это – ум.
& – Почему они такие глупые? Они не узнают правду, когда слышат ее?
– Они не глупые, – сказал Говорящий. – Они как все люди: мы подвергаем сомнению все наши верования, за исключением тех, в которые мы действительно верим и даже не допускаем сомнений.
& В каждом сердце есть болезнь и лекарство. Смерть и избавление – в каждой руке.
& Все иллюзии рано или поздно умирают, умирает всё, кроме правды.
& Наказание – не лучший способ признать совершенство.
& Великий Рабби учил народ на рыночной площади. Случилось так, что в то утро какой-то муж обнаружил доказательства неверности своей жены и толпа приволокла ее на рыночную площадь, чтобы побить прелюбодейку камнями. (Все вы знаете одну такую историю, но мой друг, Голос Тех, Кого Нет, рассказал мне еще о двух Рабби, оказавшихся в той же ситуации. Вот о них я и хочу поведать вам.)
Рабби вышел вперед и встал рядом с женщиной. Из уважения к нему толпа отступила, и люди замерли в ожидании, все еще сжимая камни в руках.
– Есть ли среди вас те, – сказал он им, – кто никогда не пожелал жену другого мужчины, мужа другой женщины?
И люди ответили:
– Всем нам знакомо это желание. Но, Рабби, никто из нас не поддался ему.
И Рабби сказал:
– Тогда встаньте на колени и благодарите Бога за то, что он дал вам силы. – Он взял женщину за руку и увел ее с площади. И прежде чем отпустить, прошептал ей на ухо: – Расскажи лорду-правителю, кто спас его фаворитку. Пусть он знает, что я его верный слуга.
Женщина осталась в живых, потому что община ее слишком продажна и не может защитить себя.
Другой Рабби, другой город. Как и в первом случае, он останавливает толпу, подходит к женщине.
– Пусть тот из вас, на ком нет греха, первым бросит в нее камень.
Люди ошарашены, они забывают о своем единстве, о своей цели, ибо начинают вспоминать свои собственные прегрешения. «Может быть, – думают они, – придет день, и я окажусь на месте этой женщины, тогда я сам буду нуждаться в прощении и возможности начать все сначала. Я должен обращаться с ней так, как желал бы, чтобы обращались со мной».
Они разжали руки, и камни посыпались на землю. И тогда Рабби подобрал один из упавших камней, высоко поднял его над головой женщины и изо всех сил швырнул камень вниз. Удар расколол череп несчастной, ее мозги забрызгали мостовую.
– Я тоже не без греха, – сказал людям Рабби, – но, если только совершенным людям будет позволено осуществлять правосудие, закон скоро умрет, и наш город погибнет вместе с ним.
Женщина умерла, ибо ее община была слишком окостенелой, чтобы выносить отклонения.
Наиболее популярная версия этой истории замечательна тем, что описывает практически уникальный случай. Большая часть сообществ колеблется между разложением и ригор мортис (трупным окоченением) и гибнет, если заходит слишком далеко в ту или иную сторону. Только один Рабби осмелился потребовать от людей совершенного равновесия – соблюдения закона и милосердия к оступившемуся. Естественно, мы убили его.
& У вас нет друзей, зато никто не сможет предать вас.
& – Когда по-настоящему хорошо знаешь кого-то, уже не можешь ненавидеть его.
– А может быть, наоборот – нельзя узнать другого, прежде чем перестанешь ненавидеть?
– Это что, замкнутый парадокс? Дом Кристано говорит, что правду почти всегда можно сказать только круговым парадоксом.
– Я не думаю, что это имеет какое-нибудь отношение к правде. Это скорее причина и следствие. Мы никак не сможем разделить их. Наука отказывается признавать любые причины, кроме первопричины – достаточно снести одну костяшку домино, и все остальные тоже повалятся. Но когда дело касается людей, человечества, значение имеет только конечная причина, цель. Что человек постоянно держит в голове. Если когда-нибудь поймешь, по-настоящему поймешь, что хочет человек, ты не сможешь его больше ненавидеть. Ты можешь опасаться его, но не ненавидеть, поскольку ты можешь обнаружить подобное желание в своем сердце.
... Она снова первая, дающая жизнь.”
Советник по инвестициям (Эндер Виггинс—2)
Ксеноцид >> (Эндер Виггинс—4)
Комментариев нет:
Отправить комментарий