15 июл. 2014 г.

Орсон Скотт Кард — Голос тех, кого нет

Эндер Виггинс — 3

Speaker for the Dead (1986)

“цитаты,
  “В 1830 году, считая от даты принятия Звездного Кодекса, автоматический корабль разведчик доложил по анзиблю: исследуемая планета пригодна для человека. ...
&  Цель, лишенная смысла, это страшно.

&  – Каждый когда-нибудь хочет, чтобы кто-то ушел, оставил его в покое. Когда-нибудь и я захочу, чтобы ты оставила меня в покое. Но даже если я скажу тебе: «Уходи!», это не значит, что ты должна действительно уйти.

&  Все трусы стремятся переложить свою вину на плечи другого.

&  – Стоит ли мечтать о будущем, если не уверен в себе?

&  Будьте бдительны, люди, суть в том, что Наука – безобразный маленький зверек, пожирающий себя.

&  – Это очаровательная черта людей. Вы все уверены, что низшие животные исходят на зависть только потому, что им не посчастливилось родиться гомо сапиенс.

&  – Обман и каприз – это свойства человеческого ума. Пиноккио был таким болваном, что все время мечтал и пытался стать настоящим мальчиком. Он так и не понял, что с деревянной головой на плечах намного проще.

&  Как выясняют рано или поздно все живущие, благоразумные решения легко принимать, но не легко выполнить.

&  Как говорят прожигатели жизни, «мы тратили время, а теперь время тратит нас».


&  Невежество и обман не могут спасти ничьей жизни. Знание спасет всех.

&  – Я всегда с каждым говорю на том языке, который ему понятен. Это – не хитрость, это – ум.

&  – Почему они такие глупые? Они не узнают правду, когда слышат ее?
     – Они не глупые, – сказал Говорящий. – Они как все люди: мы подвергаем сомнению все наши верования, за исключением тех, в которые мы действительно верим и даже не допускаем сомнений.

&  В каждом сердце есть болезнь и лекарство. Смерть и избавление – в каждой руке.

&  Все иллюзии рано или поздно умирают, умирает всё, кроме правды.

&  Наказание – не лучший способ признать совершенство.

&  Великий Рабби учил народ на рыночной площади. Случилось так, что в то утро какой-то муж обнаружил доказательства неверности своей жены и толпа приволокла ее на рыночную площадь, чтобы побить прелюбодейку камнями. (Все вы знаете одну такую историю, но мой друг, Голос Тех, Кого Нет, рассказал мне еще о двух Рабби, оказавшихся в той же ситуации. Вот о них я и хочу поведать вам.)
     Рабби вышел вперед и встал рядом с женщиной. Из уважения к нему толпа отступила, и люди замерли в ожидании, все еще сжимая камни в руках.
     – Есть ли среди вас те, – сказал он им, – кто никогда не пожелал жену другого мужчины, мужа другой женщины?
     И люди ответили:
     – Всем нам знакомо это желание. Но, Рабби, никто из нас не поддался ему.
     И Рабби сказал:
     – Тогда встаньте на колени и благодарите Бога за то, что он дал вам силы. – Он взял женщину за руку и увел ее с площади. И прежде чем отпустить, прошептал ей на ухо: – Расскажи лорду-правителю, кто спас его фаворитку. Пусть он знает, что я его верный слуга.
     Женщина осталась в живых, потому что община ее слишком продажна и не может защитить себя.
     Другой Рабби, другой город. Как и в первом случае, он останавливает толпу, подходит к женщине.
     – Пусть тот из вас, на ком нет греха, первым бросит в нее камень.
     Люди ошарашены, они забывают о своем единстве, о своей цели, ибо начинают вспоминать свои собственные прегрешения. «Может быть, – думают они, – придет день, и я окажусь на месте этой женщины, тогда я сам буду нуждаться в прощении и возможности начать все сначала. Я должен обращаться с ней так, как желал бы, чтобы обращались со мной».
     Они разжали руки, и камни посыпались на землю. И тогда Рабби подобрал один из упавших камней, высоко поднял его над головой женщины и изо всех сил швырнул камень вниз. Удар расколол череп несчастной, ее мозги забрызгали мостовую.
     – Я тоже не без греха, – сказал людям Рабби, – но, если только совершенным людям будет позволено осуществлять правосудие, закон скоро умрет, и наш город погибнет вместе с ним.
     Женщина умерла, ибо ее община была слишком окостенелой, чтобы выносить отклонения.
     Наиболее популярная версия этой истории замечательна тем, что описывает практически уникальный случай. Большая часть сообществ колеблется между разложением и ригор мортис (трупным окоченением) и гибнет, если заходит слишком далеко в ту или иную сторону. Только один Рабби осмелился потребовать от людей совершенного равновесия – соблюдения закона и милосердия к оступившемуся. Естественно, мы убили его.


&  У вас нет друзей, зато никто не сможет предать вас.

&  – Когда по-настоящему хорошо знаешь кого-то, уже не можешь ненавидеть его.
     – А может быть, наоборот – нельзя узнать другого, прежде чем перестанешь ненавидеть?
     – Это что, замкнутый парадокс? Дом Кристано говорит, что правду почти всегда можно сказать только круговым парадоксом.
     – Я не думаю, что это имеет какое-нибудь отношение к правде. Это скорее причина и следствие. Мы никак не сможем разделить их. Наука отказывается признавать любые причины, кроме первопричины – достаточно снести одну костяшку домино, и все остальные тоже повалятся. Но когда дело касается людей, человечества, значение имеет только конечная причина, цель. Что человек постоянно держит в голове. Если когда-нибудь поймешь, по-настоящему поймешь, что хочет человек, ты не сможешь его больше ненавидеть. Ты можешь опасаться его, но не ненавидеть, поскольку ты можешь обнаружить подобное желание в своем сердце.
  ... Она снова первая, дающая жизнь.”

Советник по инвестициям (Эндер Виггинс—2)
Ксеноцид >> (Эндер Виггинс—4)


Комментариев нет:

Отправить комментарий