25 дек. 2009 г.

Р. Скотт Бэккер — Нейропат (2/6)



*  Люди – до боли доверчивые существа, способные поверить чему угодно. А как только они уверовали, у них тут же появляется разнообразнейшая стратегия увиливаний и отговорок, причем они все время убеждены, что они – самые беспристрастные и непредвзятые из всех. Они переиначивают свои воспоминания. Изучение фиксации положения «вне игры» в разных видах спорта показывает, что искажается даже их восприятие. Произведя ряд рассудочных операций, они верят в их результаты с религиозной убежденностью. Даже сталкиваясь со свидетельствами обратного, они умудряются извратить их, превращая в новые доказательства своих любовно лелеемых взглядов! Мозг двурушничает, бесхитростно и откровенно.

*  Если воля есть результат функционирования нервной системы, то как она может быть свободной?



*  – Так называемая «воля Божья» ... неотличима от слепой удачи. Вот почему страховым автомобильным компаниям – да и не только им! – ровным счетом наплевать, часто ли вы молитесь. Часто кажется, что все наоборот, но если вы учтете нашу склонность давать всему объяснения в свою пользу и таскать из огня каштаны чужими руками, то станет до боли ясно, что мы обманываем сами себя.

*  – Каждый думает, что выиграл в Магическую Лотерею Веры, агент Логан.
    – Магическую Лотерею Веры?
    – Каждый думает, что более или менее способен управлять ходом событий, так что им, не в пример миллиардам несогласных с ними, каким-то образом повезло оказаться в рамках единой, подлинной веры.

*  – Дело не в том, что толкование тонких мест в Библии вводит нас в заблуждение или что Писание выражает подлинную волю Божию. Это – основа основ. Так, например, каждая мысль, каждое переживание, каждый элемент вашего сознания является результатом различных нервных процессов. Мы знаем это по мозговым травмам. Мне достаточно надавить на ваше глазное яблоко, и вы очень изменитесь.
    – И что?
    – Правильно. В некотором смысле это трюизм. Всякий раз, принимая аспирин, вы считаете себя биомеханизмом, чем-то, на что можно повлиять с помощью химикатов. Но подумайте над тем, что я сказал. Каждое ваше переживание – результат нервных процессов...
    – Не совсем улавливаю вашу мысль, профессор.
    – Ладно, а как насчет свободы воли? Это тоже своего рода переживание, не так ли?
    – Конечно.
    – Из чего следует, что свобода воли – результат нервных процессов.
    Саманта настороженно помолчала. И наконец сказала:
    – Возможно.
    – Так какая же она тогда свободная? То есть я хочу сказать: если воля это результат, а это результат... Если воля есть результат функционирования нервной системы, то как она может быть свободной?

*  – Совершенно очевидно, что наше чувство, которое можно назвать способностью повелевать чем-то по своей воле... иллюзорно, скажем так. Все началось с ряда экспериментов, показавших, как легко одурачить людей, внушив им, что они по собственной воле управляют явлениями, которые на деле не властны контролировать. ... Оказалось, что воля нечто дополнительное, вспомогательное, то, что мы осознаем, уже совершив поступок.
    Оказывалось, что мозг способен охватить практически все, кроме самого себя. Получалась неувязка. Приходилось приплетать к разуму еще и душу.

*  – Значит, свобода воли это иллюзия, – странным тоном произнесла Саманта. – Даже теперь все, что я говорю...
    – Лишь малая часть вашего мозга участвует в сознательных переживаниях, вот почему многое из того, что мы делаем, мы делаем бессознательно. Значительная доля вашего опыта, ваших переживаний не подвергается обработке механизмами мозга, она просто не существует для вашего сознания, даже как отсутствие. Поэтому ваши мысли попросту приходят ниоткуда, очевидно неконтролируемые, неопределенные... Ваши, и только ваши.

*  – Послушайте, профессор, это уже просто безумие.
    – Дело гораздо глубже, поверьте мне. Все распадается, агент Логан. Абсолютно все.
    – Но это же неправильно, не так ли? ...
    Томас уже, кажется, в сотый раз пожал плечами.
    – Свобода воли – иллюзия, это, по крайней мере, ясно... Что касается других психологических понятий, таких как «данный момент», «личность», «намерение» и так далее, то доказательства того, что все они в основе своей обманчивы, продолжают копиться изо дня в день. И если вы хорошенько подумаете, то, видимо, этого нам и следовало ожидать. В эволюционных терминах сознание еще пока что молодо и ведет себя как непрочный парус в шторме складывающихся вокруг ситуаций. Мы по-прежнему цепляемся за бета-версию, если применить компьютерную терминологию. Она только кажется хорошей, поскольку это все, что мы знаем.
    – Вы имеете в виду, – сухо сказала Саманта, – хорошей для науки?
    – Наука тоже, конечно, чушь. Но это единственная чушь за всю историю, которая хоть как-то преуспела, порождая и отдавая предпочтение тем или иным теоретическим притязаниям, не говоря уже о том, что в результате она делает все окружающее возможным. В исторических понятиях – случай абсолютно беспрецедентный. Чему вы скорее поверите? Тексту какого-нибудь племени, составленному четыре тысячи лет назад и склонному к самовосхвалению? Собственной интуитивной уверенности в том, что вы знаете природу вещей? Какому-нибудь выращенному в тепличных условиях философскому объяснению, которое требует долгих лет специальной подготовки, чтобы хотя бы понять его? Или учреждениям, которые производят компьютеры, атомные бомбы и лекарство от оспы?

*  Люди напоминали поляризованное стекло, они были прозрачные и мутные попеременно. Сообщники – и соперники минуту спустя.

*  – Иметь маленький член это одно. А вот не придавать этому никакого значения – нечто совсем другое. Раструбите повсюду о ваших слабостях, и люди решат, что вы сильный.

*  Он еле шевелил языком. Одно дело было встретиться с агентами ФБР и совсем другое – приехать сюда, пройти по всем этим коридорам. Он напомнил себе, с каким именно учреждением связался, со всеми вытекающими отсюда опасностями и западнями. В общем и целом вы могли зависеть от людей и ждать от них рационального подхода. Но от учреждения... Особенно такого ужасного, как ФБР. Не важно, насколько разумные решения принимаются на том или ином скрещении ходов лабиринта, плачевный факт остается фактом: вы попросту не можете верить в то, что в конце концов они приведут к чему-нибудь разумному.

*  Всегда выходило одно и то же. Не важно, как часто он напоминал себе, что жизни окружающих так же ранимы, как его собственная, но всякий раз, сталкиваясь с врожденной сложностью человеческой натуры, он испытывал легкое удивление.

*  Чем более поверхностным оказывается знакомство, тем больше вероятность, что человек, выслушивающий обвинения в недостатках в адрес третьего лица, припишет эти недостатки обвинителю.

*  zarba по-арабски значит «дерьмо».


Комментариев нет:

Отправить комментарий