28 дек. 2009 г.

Р. Скотт Бэккер — Нейропат (5/6)



*  Люди всегда считают, что они знают лучше, а это не так.

*  Оказывается, что для счастья надо быть обманутым.

*  В браке делишься всем, даже ключами от ящичка, где хранится оружие.

*  Люди приписывают рациональный смысл всем своим поступкам. И тем более ярко выраженный, чем более их поведение отклоняется от нормы. И почти всегда это оказывается дерьмом, как сказал Фрейд.

*  – Готов?
    – Как спагетти.



*  Глупость всегда помогала наводить глянец.

*  – Каждый считает себя исключением. Даже после того, как ему поставили диагноз шизофрения или болезнь Альцгеймера... «Если я не могу достаточно сосредоточиться, – говорят они себе, – то я могу это преодолеть».

*  – Никакой «победы человеческого разума» не существует. Поскольку не существует самого «человеческого разума»!

*  Тьма, тьма со всех сторон... Может ли что-либо быть меньше, чем беспомощный отец?

*  Когда ему было тринадцать, мать несколько раз таскала его в церковь, явно обуреваемая необходимостью усмирить не по летам развитого сына. Казалось, он все еще помнит запах толпы и как кто-нибудь время от времени портит воздух. Он принуждал себя, несмотря на робость, распевать псалмы вместе с остальными. Скоро Томас понял, что весь фокус заключается в том, чтобы подстраивать свой негромкий голос к монотонному гудению – вроде поскрипывания автомобильных покрышек. Тогда тебя никто не услышит.
    Особенно Бог.

*  – «Обусловленная беспомощность», – повторил Томас – Люди, терпящие крах, в обстоятельствах, которые им неподвластны, в конце концов начинают считать себя обусловленно беспомощными. Даже если обстоятельства меняются... – Это основной компонент депрессивных расстройств.
    – Что ж, значит, это то самое, – сказала Сэм. – Обстоятельства изменились, Том. Встряхнись!
    Он горько рассмеялся.
    – В том-то вся ирония, Сэм. Люди просто считают, что депрессия искажает взгляд человека. Но это не так.
    – Что ты имеешь в виду?
    – Ты, наверное, решила, что человек в состоянии депрессии недооценивает свою власть над событиями, но выходит, что все совсем наоборот. Во время испытаний люди, подверженные депрессии, на удивление точны в своих оценках... Только «сбалансированные» индивиды дают сбивать себя с толку. Они переоценивают свою власть над событиями. {...} Оказывается, что для счастья надо быть обманутым. Разве этого одного недостаточно, чтобы все пошло вверх дном?

*  Иногда мелкие вещи вмещают так много, что для описания этого не хватило бы целой книги.

*  К тому времени, когда Томас оделся, он уже чувствовал, как фармацевтический покой переполняет его, сужая чувство ужаса до смутной неуверенности вроде той, которая заставляет постоянно рыскать по карманам – не забыл ли ключи.

*  Жизнь – вся сплошь из углов. Исследование затонувшего континента.

*  Один его старый преподаватель отстаивал мысль, что психологи это подлинные ловцы человеков. Великие сети ожидания, говорил он, сплачивали отдельных людей в общины. Когда же люди нарушали эти ожидания, требовался психолог, чтобы опутывать их все новыми и новыми сетями. Таким образом, утверждал он, все «Диагностическо статистическое пособие по умственным расстройствам» было способом вовлекать непредвиденное в систему ожидаемого, дабы в корне уничтожить угрозу неожиданного. Нарушение рамок превращалось в симптомы. Предмет отвращения становился клиническим признаком.
    «Выхода нет! – кричал он на всю аудиторию. – Это – подлинный девиз всей психологии».
    Выхода нет.

*  Забавляться иронией было то же самое, что забавляться уязвимостью остальных, вышучивая их ранимые места. Поскольку все, были такими же личностями, как все прочие, вышучивать уязвимые места прочих в равной степени означало вышучивать и собственные уязвимые места.

*  И снова он начал смотреть вниз – древний прием, чтобы сосредоточиться.

*  Знать кого-либо означало знать, чего можно ожидать от этого человека. Каждый представлял из себя линию поведения, такую же соприродную ему, как лицо, фигура или голос.

*  – Как ты думаешь, почему секс доставляет такое удовольствие? Потому что для нас это способ проникнуть в будущее, Паинька. Весь этот пыл. Весь этот смак. Ты, верно, думаешь, что наши гены магически воспроизводят два миллиарда лет информации? Секс это путь к выживанию, дружище. Кто ты, что ты – результат миллиарда соитий. Мы – трахающиеся механизмы...

*  – Никаких причин не существует, Паинька.
    – Только поводы...

*  Это был обычный способ Нейла избегать конфронтации: притвориться, что ее не существует. Не избегая направленного на него, как луч прожектора, чужого осуждения, он просто вел себя наподобие актера второго плана.
    «У людей аллергия к конфликтам, – говорил он. – Я просто провоцирую их на то, чтобы они не воспринимали это всерьез».
    Он превращал чужое замешательство и страх в свое преимущество... Таков один из симптомов психопатии, не так ли?

*  Кому какое дело до соседей, если лужайка у них подстрижена как надо и они вовремя приглушают звуки своих приемников?

*  Люди не герои, понял он. Не герои, и все тут.
    Они могут показаться ими только в минуты безумия.

*  – Наше общество в основе своей – ... огромный механизм обратной связи, механизм, настроенный на то, чтобы потакать нашим прихотям – духовным, социальным, материальным. Нашим прихотям, не нашим потребностям. Вот мы и носимся по свету, пичкая всех баснями, а когда кто-то захочет поговорить, поговорить всерьез, мы тут как тут: «Извини, приятель, у меня посадку объявили». В какое сравнение со всем этим могут идти факты? Мы верим, что нам хочется того-то и того-то, что причины и доказательства просто различные отделы бакалейной лавки, что мы никому ничем не обязаны, а уж тем более – миру! И поскольку мы не можем видеть то, чего не знаем, мы все думаем, что так или иначе нам удалось обвести остальных вокруг пальца, и не важно, что через три тысячи лет каждый наш крохотный поступок будет казаться нашим потомкам таким же смехотворным, каким кажутся поступки наших предков...


Комментариев нет:

Отправить комментарий