8 янв. 2014 г.

Дмитрий Чернышев — Как люди думают (4/5)



Литература — это управляемое сновидение.
Хорхе Луис Борхес

&  Если вариантов, которые можно перебирать, очень много, то можно выбирать любой. Не столько для того, чтобы найти правильный ответ, сколько для того, чтобы начать думать.

&  Не бойтесь делать странные вещи. Это всего лишь действие, не предусмотренное системой. Это прекрасная возможность увидеть, попробовать, почувствовать что-то новое.

&  Не увлекайтесь каламбурами. Это слишком просто. Любой человек, который по-настоящему любит буквы, умеет их переставлять.

&  Есть хорошее слово «калопсия» — иллюзия, что вещи выглядят более красивыми, чем в действительности. Особенно часто калопсии подвержены люди, которые придумали что-то новое. А новую идею нужно проверять на прочность. И отказываться от нее без сожаления, если появится идея лучше.

&  Люди очень боятся показаться идиотами. А это одна из самых страшных вещей, которая может произойти с думающим человеком. Творчество — это прежде всего готовность пробовать и ошибаться. Почти все гениальные решения сначала выглядят по-идиотски.

&  Японское понятие «укиё» — «...жить лишь дарованным тебе мгновением, наслаждаться, любуясь луной, цветением вишен, осенними листьями кленов, петь песни, пить вино и развлекаться, ничуть не заботясь о нищете, вызывающе глядящей нам в лицо, бездумно отдаваться потоку, подобно тыкве, бесстрастно влекомой течением реки».

&  В японском языке есть понятие «икигай» — то, ради чего вы просыпаетесь по утрам.

&  У японцев есть понятие «ваби-саби» — скромная простота. «Ваби» — это воздержанность. «Саби» — наличие следов времени (ржавчина). Считается, что время способствует выявлению сущности вещей. Ричард Пауэлл писал: «Подлинное научение ваби-саби происходит через осознание трех простых фактов: ничто не вечно, ничто не закончено и ничто не совершенно».

&  Есть народы, которые считают, что человек движется спиной вперед. Поэтому он прекрасно видит свое прошлое, но не видит будущего.


&  Самая большая опасность... — ловушки смыслов. Это рифы и отмели. Собеседник внимательно слушает вас, пока вы не доходите до какого-то ключевого слова: политика, живопись, анархия, феминизм, смертная казнь, современное искусство, воспитание детей... А дальше у него включается собственное представление о предмете. Облако смыслов, окружающее это слово. И с этого момента он уже вас не слушает — он хочет рассказать вам свою собственную историю...
     И диалог раскалывается на два монолога, объединенных случайным признаком.

Между «слушать» и «слышать» разница всего в одной букве, но эта буква стоит дорого. Потому что человек может отвечать только за то, что он сказал. Но, как правило, отвечать ему приходится за то, что услышали.

Образование так сильно меняет людей,
     что образованным людям кажется,
     будто они объективны.

Ноам Хомский

&  Если вывод — это то место, где человек устал думать, то стереотип — это место, где человек даже не начинал думать. Пристрастие к шаблонам и доверие к общепринятому мнению, разумеется, экономят силы и облегчают общение с социумом, но совершенно отбивают привычку рассуждать самостоятельно. Стереотипная картина мира страдает упрощениями, но создает иллюзию комфорта — человек прирастает к своим стереотипам. Все разложено по полочкам: вот здесь у вас лежит все хорошее, а вот здесь, в пыльном дальнем углу — плохое (туда даже не хочется лазить). И любая попытка поставить стереотипы под сомнение приравнивается к атаке на ваше мировоззрение.
     Подумайте, например, почему подавляющее большинство одевается зимой в черное? Считается, что черный — это немаркий цвет, а зима — довольно грязное время года, и не хочется часто отдавать верхнюю одежду в химчистку... Но ведь никто не будет спорить с тем, что все цвета пачкаются одинаково? И получается, что люди готовы ходить в грязной одежде, но с одним условием — чтобы этого не заметили окружающие.

&  Один из самых вредных стереотипов, прививаемых школой и обществом, — это отношение к окружающему нас миру как к правильному и логичному. А это совсем не так. Мир — это не застывшая конструкция, а постоянно изменяющийся поток.

&  Ставить под сомнение вещи, которые всем кажутся правильными, — это прекрасная тренировка воображения.

&  Итальянские художники ввели моду на романтические развалины. До этого развалины напоминали о быстротечном времени и ассоциировались со смертью.

&  В мушкетерской Франции мужчина, способный плакать, сопереживая, считался утонченным человеком, а не бесчувственным мужланом. Мушкетеры красили губы и носили серьги. И вообще корсет, румяна, чулки и туфли на высоких каблуках впервые были созданы для мужчин.



Комментариев нет:

Отправить комментарий