29 окт. 2015 г.

Колин Маккалоу — Фавориты Фортуны (3/6)



&  — Как же мне поступить?
     — Так, как привык. Возьмись и сделай. Ты не сможешь контролировать события, если начнешь размышлять и беспокоиться о том, как ты будешь выглядеть. Поэтому ни о чем не думай и не беспокойся. Иначе ничего не получится.

&  — Уже больше тридцати лет, я подавлял свою природу. Я отказывал себе в любви и удовольствиях. Сначала — ради своего имени и амбиций, а потом, когда все уже было достигнуто, — ради Рима. Но теперь все кончено. Кончено, кончено, кончено! Отныне я отдаю Рим вам — всем вам, маленьким, самоуверенным людишкам с куриными мозгами. Вам снова предоставляется возможность изливать свою желчь на бедную страну: выбирать не тех, кого нужно, по-глупому тратить общественные деньги, думать не о будущем государства, а о собственных безмерно раздутых интересах. Я предсказываю вам, что за тридцать лет жизни одного поколения вы и те, кто придет после вас, — вы все нанесете Риму непоправимый ущерб!

&  — Любовь между мужчинами омерзительна!
     — Ерунда. Просто так говорят твой отец, твой брат и все твои кузены. Но откуда ты можешь знать? Что ты видела в жизни, Валерия Мессала, кроме унылого бытия римской матроны, в одиночестве, в изоляции?


&  Если бы мы знали все ответы, в жизни не осталось бы тайн. И трагедий тоже.

&  — Ни один римлянин не обязан что-то делать, и это действительно так, от самых верхов до самых низов. Служба в любом учреждении добровольная. Но есть определенные соображения, которые влияют на наши решения, хотя они и добровольны. Существует долг. Если я хочу сделать карьеру, я должен прослужить в десяти кампаниях с перерывами или непрерывно в течение шести лет. Никто никогда не обвинит меня в уклонении от наших неписаных законов.

&  — Никакой опыт не бывает отрицательным, Гней Помпей, если он ведет к конечному успеху.

&  — Ты должен помнить, что какая-то сторона непременно должна проиграть. Мы боремся за принцип, а это самая неблагодарная причина, по которой обращаются к закону.

&  — Я смотрю, ты мало ешь и совсем не пьешь вина, — заметил Полигон.
     — Я равнодушен ко всему, кроме моей работы.
     — И даже к женщинам?
     — Женщины — это тоже работа, — ответил Цезарь, вытирая руки.



Комментариев нет:

Отправить комментарий