17 авг. 2009 г.

Джон Фаулз — Волхв (1/3)

Фаулз Волхв

The Magus (1965)

*  Простить значит забыть.

*  В жизни каждого из нас наступает миг поворота. Оказываешься наедине с собой. Не с тем, каким еще станешь. А с тем, каков есть и пребудешь всегда. Вы слишком молоды, чтобы понять это. Вы еще становитесь. А не пребываете.

*  – Не нужно вежливости. Вежливость всегда скрывает боязнь взглянуть в лицо иной действительности.

*  – Видеть или не видеть – от вас не зависит. А вот как истолковать увиденное – зависит.

*  Мертвый храбрым не бывает.

*  Я понимал: эта катастрофа – расплата за тяжкий грех нашего сообщества, за чудовищный обман. Я был слишком мало знаком с историей и естествознанием, чтобы догадаться, в чем этот обман заключается. Теперь я знаю: в нашей уверенности, что мы завершаем некий ряд, выполняем некую миссию. Что все кончится хорошо, ибо нами движет верховный промысел. А не действительность. Нет никакого промысла. Все сущее случайно. И никто не спасет нас, кроме нас самих.



*  ДФ: Бог и свобода – понятия полярно противоположные; люди верят в вымышленных богов, как правило, потому, что страшатся довериться дьяволу. Я прожил достаточно, чтобы понять, что руководствуются они при этом добрыми побуждениями. Я же следую основному принципу, который пытался заложить и в эту книгу: истинная свобода – между тем и другим, а не в том или в другом только, а значит, она не может быть абсолютной. Свобода, даже самая относительная – возможно, химера; но я и по сей день придерживаюсь иного мнения.

*  Как любой человек не на своем месте, он жить не мог без банальщины и мелочной показухи; мозги ему заменяла кольчуга отвлеченных понятий: Дисциплина, Традиции, Ответственность...

*  Когда ... мне исполнилось восемнадцать, они уже стали для меня просто источником средств. Благодарность я им выказывал, но на большее меня не хватало.

*  Я был слишком молод, чтобы понять: за цинизмом всегда скрывается неспособность к усилию – одним словом, импотенция; быть выше борьбы может лишь тот, кто по-настоящему боролся.

*  – Уезжаешь и думаешь, что за это время люди изменятся, а они все те же. Глупо, правда?

*  – Николас, знаешь, отчего ты так серьезно относишься ко всяким пустякам? Потому что ты к себе слишком серьезно относишься.

*  В нашем возрасте не секс страшен – любовь.

*  – Я знаю, что это такое, когда уезжают. Неделю умираешь, неделю просто больно, потом начинаешь забывать, а потом кажется, что ничего и не было, что было не с тобой, и вот ты плюешь на все. И говоришь себе: динго, это жизнь, так уж она устроена. Так уж устроена эта глупая жизнь. Как будто не потеряла что-то навсегда.

*  Конечно, я отвечал ей, если не каждый день, то два-три раза в неделю; длинные послания с извинениями и оправданиями, пока однажды она не написала: «Оставь ты в покое наши отношения. Пиши о том, что с тобой происходит, об острове, о школе. Что у тебя на душе творится, я знаю. Пусть себе творится. Когда ты описываешь что-нибудь, я представляю, что я с тобой, вижу то, что видишь ты. И не обижайся. Простить значит забыть».

*  Одни зависят от людей, не понимая этого; другие сознательно ставят людей в зависимость от себя. Первые – винтики, шестеренки, вторые – механики, шоферы. Но вырванного из ряда отделяет от небытия лишь возможность воплотить собственную независимость. Не cogito, но scribo, pingo ergo sum. (Мыслю... пишу, рисую – следовательно, существую (лат.))

*  – Вы хорошо знаете Германию?
    – Германию нельзя знать. Можно только мириться с ее существованием.
    – А Бах? С ним так тяжело смириться?
    – Я не сужу о народе по его гениям. Я сужу о нем по национальным особенностям. Древние греки умели над собой смеяться. Римляне – нет. По той же причине Франция – культурная страна, а Испания – некультурная. Поэтому я прощаю евреям и англосаксам их бесчисленные недостатки. И поэтому, если б верил в бога, благодарил бы его за то, что во мне нет немецкой крови.

*  – Вас еще изберут.
    Я скептически улыбнулся:
    – Спасибо.
    – Это не комплимент. Нас призывает случай. Мы не способны призвать сами себя к чему бы то ни было.
    – А избирает кто?
    – Случай многолик.

*  Вспомнив, как уничтожал собственные рукописи, я подумал, что красивые жесты и вправду впечатляют – если они тебе по плечу.

*  – Роман умер. Умер, подобно алхимии. {...} Зачем продираться сквозь сотни страниц вымысла в поисках мелких доморощенных истин?
    – Ради удовольствия?
    – Удовольствия! Слова нужны, чтобы говорить правду. Отражать факты, а не фантазии.

*  – Я сразу решил, что поселюсь тут. Я не мог идти дальше. Только здесь, в этой точке, прошлое сливалось с будущим. И я остался. Вот и сегодня я здесь. И вы здесь.
    – Это тоже входит в понятие духовидения?
    – Это входит в понятие случайности. В жизни каждого из нас наступает миг поворота. Оказываешься наедине с собой. Не с тем, каким еще станешь. А с тем, каков есть и пребудешь всегда. Вы слишком молоды, чтобы понять это. Вы еще становитесь. А не пребываете.
    – А если проскочишь этот... миг поворота?
    – Сольешься с массой. Лишь немногие замечают, что миг настал. И ведут себя соответственно.
    – Призванные?
    – Призванные. Избранники случая.

*  Чувство долга, как правило, немыслимо без того, чтобы принимать скучные вещи с энтузиазмом.

*  Когда началась война, мне было всего восемнадцать. Ее первые дни прошли в каком-то угаре. Слишком долго тянулись мир и довольство. Похоже, на уровне коллективного бессознательного всем хотелось перемен, свежего ветра. Искупления. Но для нас, далеких от политики граждан, война поначалу была суверенным уделом генералов. Регулярная армия и непобедимый флот Его Величества сами управятся. ...

*  – Верно. Учебной ротой командовал кадровый офицер лет тридцати. Звали его капитан Монтегю. {...} Один из глупейших людей, каких я встречал на своем веку. Я многое вынес из общения с ним.

*  Перед отъездом я провел два дня с родителями и Лилией. Мы с ней поклялись друг другу в вечной любви. Она заразилась обаянием жертвенного героизма, как заразился им мой отец. Мать молчала, только вспомнила греческую пословицу: мертвый храбрым не бывает. Позже я часто повторял ее про себя.

*  Было холодно, разводить огонь запрещалось. Мое «я» дало о себе знать: я начинал бояться. Но твердил себе, что должен упредить миг, когда по-настоящему струшу. Чтобы вырвать страх с корнем. Так развращает война. Свободу воли затмевает гордыней.

*  – У общества есть еще один способ свести случайность к нулю, лишить своих рабов свободы выбора: убедить их, что прошлое выше настоящего.

*  – Не стыдно вам ночевать у предателя родины?
    – Род человеческий вы не предали.
    – Род человеческий – ерунда. Главное – не изменить самому себе.
    – Но ведь Гитлер, к примеру, тоже себе не изменял.
    – Верно. Не изменял. Но миллионы немцев себе изменили. Вот в чем трагедия. Не в том, что одиночка осмелился стать проводником зла. А в том, что миллионы окружающих не осмелились принять сторону добра.


*  – Вы бросили все на волю случая. Предоставлять свою судьбу случаю – все равно что идти ко дну. Плывите!
    – Дело не в том, чтоб уметь плавать. А в том, чтобы знать, куда.

*  – Вот она, истина. Не в серпе и молоте. Не в звездах и полосах. Не в распятии. Не в солнце. Не в золоте. Не в инь и ян. В улыбке.

*  – ...я не знал, как вести себя дальше. Нужно было как-то оправдаться. В девятнадцать лет человек не согласен просто совершать поступки. Ему важно их все время оправдывать.

*  Мы лежали на траве и целовались. Смейтесь, смейтесь. Да, всего лишь лежали и целовались. Сейчас вы, молодежь, делитесь друг с другом своими телами, забавляетесь ими, отдаетесь целиком, а нам это было недоступно. Но знайте: при этом вы жертвуете тайнами драгоценной робости. Вымирают не только редкие виды животных, но и редкие виды чувств. Мудрец не станет презирать людей прошлого за то, что те многого не умели; он станет презирать себя, ибо не умеет того, что умели они.

*  Любовь – это тайна, пролегшая меж двумя людьми, а не сходство двоих.

*  – Мертвые живы. Живы любовью.

Комментариев нет:

Отправить комментарий