15 нояб. 2010 г.

Людмила Улицкая — Люди нашего царя (4/4-1)

Дорожный ангел


Гудаутские груши

  “Наш хозяин Хута Курсуа глухо кашлял за стеной, и мамины глаза круглели от страха: у меня, десятилетней, не так давно зарубцевались очаги, и тут снова туберкулез по соседству… ...
&  – Вы у Курсуа живете, да?— она прекрасно знала, что мы живем у Курсуа. Но это было только зачало, как в старинных сказках.— У менгрелов нельзя квартиру снимать, грязный народ, культуры не понимает, горцы... но абхазы еще хуже, совсем дикие, как похороны у них, не поют,— воют, как шакалы... И еда у них хуже, чем сванская... сванов не знаете, и дай Бог не знать, бандиты, грабители... хуже чеченцев... но чеченцев теперь нет, выселили всех, слава Богу, еще бы выселили армян, хорошо было, торгуют, все торгуют, богатые, и все торгуют, не могут остановиться, такой жадный народ, армяшки соленые... нет на них турок, азербайджанцы у нас есть, они совсем как турки, злобные, ленивые, у нас, слава Богу, мало живут, воры все, хуже цыган... а важные какие, тьфу! Особенно бакинские азербайджанцы, злые, как собаки... Хуже собак... Я правду говорю, мамой клянусь! И армяне, которые из Баку, такие же, как азербайджанцы... А тбилисские армяне, я их к себе не пускаю, лучше уж евреи... У меня в том году такие евреи жили, не приведи Бог, откуда такие берутся... хуже здешних... А грузины приезжали, ой, такую грязь развели, все варили, жарили, две женщины из кухни не выходили, куру щиплют, перья летят во все стороны, и поют... чего поют? имеретинцы! Что с них возьмешь? Крестьяне, да? Никакой культуры, виноград грязными ногами топчут... А мнение о себе!
    Что грузины? Пыль в глаза! Дым! Вай! Вай!— один пустой разговор! Пустой народ! А, что грузины? Тут аджарцы есть, в Батуми, так они — смех, а не народ!— хуже всех живут, мамалыгу одну едят, а тоже... О себе много думают!
  ... Кстати, мы так и не узнали, кто же была по национальности та женщина из Гудаут.”


За что и для чего…

  “Ангелы, вероятно, иногда засыпают. ...
&  Она положила руку на остаток ноги, похлопала по ней и сказала ясным голосом:
    – Я все думаю, Женя, для чего мне это?
    Я не сразу поняла, о чем она говорит... Она продолжала:
    – Не сразу сообразила. Теперь знаю: я всю жизнь слишком много бегала да прыгала. А теперь вот мне сказали: посиди и подумай…
    А я сидела и думала: почти все знакомые мне люди на ее месте сказали бы — за что мне это?
  ... Несмотря на ее полную примиренность с Господом Богом и с посылаемыми испытаниями, я все же продолжаю думать, что иногда дорожные ангелы отворачиваются или отвлекаются на посторонние дела.”



Мой любимый араб

  “Писательская встреча в Париже, в начале перестройки. ...
&  Что люди думают в России? Совершенно не то, что думаю я. И вообще, я — лицо нерепрезентативное, и не могу представлять никого, кроме лично себя, потому что я по культуре — русская, по крови — еврейка, а по вероисповеданию — христианка.

&  – Понимаете, у меня есть мое видение проблемы, но это будет очень личная точка зрения. Дело, видите ли, в том, что я по крови араб, по вероисповеданию — христианин, а первый мой язык — французский, арабский был второй… Я — лицо нерепрезентативное.
  ... Эти арабские имена — их не упомнишь.”


Коровья нога

  “Хозяйка книжного магазина встречала нас на перроне. ...
&  Никогда не знаешь, где будет стоять точка.
  ... Потрясающая баба эта Ханнелоре.”


Так написано…

  “Глазу, воспитанному на тихом благородстве русской природы, привычному к тонким оттенкам огородной ботвы, пыльной листвы и бедных придорожных трав претит египетский приморский пейзаж, он отдает грубым акрилом: прямая синева неба, грубая белизна побелки, мультипликационные краски, которыми окрашены толстые цветы, сделанные, кажется, из жести и искусственного мяса. ...
&  Для съемочного павильона все было слишком грандиозно, но фальшь была самая настоящая, как на съемке исторического фильма.

предел разврата загнанного городской жизнью человека — сон после завтрака.

&  Скука — вдохновение (или отдохновение?) души. Так говорил кто-то из римских мудрецов.

&  Во внутреннем дворике стоял куст — Неопалимая Купина. Он стоял как бы на возвышении, и когда я подошла к нему, маленький листик свалился мне на голову.
    Растение этого вида не встречается нигде в мире — написано в путеводителе. Я готова поверить. Я всегда готова поверить, кроме тех случаев, когда совсем не могу. Ну, как с сушеной ручкой. Не могу я поклоняться кусочку высохшей материи, даже если она когда-то принадлежала святой Екатерине. Не такая уж я материалистка...
  ... А мне-то кому позвонить…”


Комментариев нет:

Отправить комментарий