26 мар. 2010 г.

Святослав Рыбас — Зеркало для героя

Рыбас Зеркало для героя
  “Когда-то в сборной Англии играл злой, агрессивный защитник по фамилии, кажется, Стайлз. ...

*  Вы зажаты, несвободны, а жизнь — безмерна.


*  Вы храните свой авторитет, как синица окуня.


*  Нам вечность отпущена на два часа.



*  — Что делать с Натальей? Объясни мне, пожалуйста, что ей надо?! Талдычу ей, талдычу: всех денег не заработаешь, всех подруг не перещеголяешь. Так нет, все рвется куда-то, рвется, будто шило у нее в одном месте! Лично мне ничего не надо.
    Тут я ему не поверил. Обычно за такими фразами скрывают многие неосуществленные помыслы, и если проводится анкетирование, то в подобных случаях применяются контрольные вопросы, которыми проясняется суть дела, но ведь я не анкетировал, не искал конкретную истину, а просто беседовал со школьным товарищем, не собираясь ни направлять его, ни поучать. Мною руководило любопытство к тайне судьбы, начало которой стояло рядом с моей собственной судьбой.
    Многое человеку хочется, давно определена иерархия наших главных потребностей — признание общества, любовь, безопасность, деньги...

*  Ивановского покоробило. Я с ним согласился — я рационалист. Но он почему-то оскорбился тем, что я не спорю. Мы обнаруживали все большее непонимание друг друга.
    По-видимому, нам оставалось либо предаваться воспоминаниям детства, либо решать общемировые проблемы.
    Но в конце концов мне все равно, что думал обо мне школьный приятель, с которым меня уже почти ничто не связывало.

*  — Странный вы человек, Владимир Григорьевич, — вздохнул Устинов. — Вот ждете звонка из милиции: подтвердят или не подтвердят мои слова? И ни о чем, кроме шахт, не хотите говорить. Вы зажаты, несвободны, а жизнь — безмерна.
    — Нет, товарищ! Я свободен, потому что выполняю долг! А ты куда клонишь? Может, тебя прислали на трудовое воспитание? Это обеспечим!

*  В детстве Михаил играл в Ивана Поддубного, не подозревая, что они живут в одно время. Богатырь уже был легендой, а Миша боролся с мальчиками в детском саду и называл себя Поддубным... Потом он становился Константином Заслоновым, Васьком Трубачевым, разведчиками из "Звезды". Та жизнь еще не стала историей, еще полстраны привязано к земледелию, еще города окружены многочисленными Грушовками, еще время идет пешком, как человек на работу, и почти каждый верит, что находящиеся рядом люди помогут в трудную минуту, ибо предстоит долго жить вместе...

*  На "Зименковскую" приехал молодой кривоногий парень Боб Кауфман с фотоаппаратом, опасной бритвой и галстуком. Он дождался, когда Ивановский поднялся на-гора, и ввалился в душевую, где мылись шахтеры, подняв над головой бритву и спрашивая Ивановского.Однако тот регулярно брился по утрам и не нуждался в цирюльнике. Галстук у него тоже был собственный. "Вот это шахтер! — восхитился фотокорреспондент. — Вы храните свой авторитет, как синица окуня". С трудом Ивановский понял, что парень хотел сказать "зеницу ока".

*  Конечно, у Ивановского возникали сложности. Начальники других участков не могли догадаться, почему ему удается получать больше порожняка, леса, победитовых зубков. Но у них не было такого консультанта, как Устинов, и они привыкли брать за горло руководителей вспомогательных служб. А Ивановский никого не хватал за горло, не стучал кулаком по столу, не требовал отдать положенное. Он просил: помогите мне, вы — зубры, я — новичок. Он показывал им, что он их уважает. "Запомни, — предупредил Устинов. — Почуют лукавую игру — тебе крышка. Без искренности нечего начинать. Враждебно настроенного человека обычно обезоруживает простая просьба. Но что дальше? Если не найдешь, за что их нужно уважать, ты проиграл. Найдешь — выиграл".

*  Меня зовут Михаил Устинов. Мне тридцать шесть лет, я живу в Москве, работаю социологом. Ежедневно я вижу на улицах и в метро сотни людей, которых не знаю. Они с озабоченными лицами проходят мимо меня в свою вечность. "Нам вечность отпущена на два часа", — сказала моя жена...
    Я предполагаю, что эти люди, собираясь вместе, больше не поют песен, что они наверняка не знают своих соседей по дому, что просто боятся незнакомых. {...} А откуда неуверенность? От ощущения, что я куда-то спешу и не успеваю. Нет, говорю я себе, ты напрасно тревожишься, все хорошо. И бегу. Двадцать километров до работы, двадцать обратно. Сквозь стены проникают звуки чужого быта, голоса телевизора, собачий лай, гудение водопроводных труб, пререкания супругов. Одни веселятся, другие ругаются, третьи моются, четвертые двигают стулья над моей головой. Живая жизнь в нашем многоэтажном доме-поселке. Это одиннадцатый по счету дом, в котором я живу. У моей дочери — второй. Сколько их у нее еще будет?
    Сплошные перемены... Перемена городов, домов, стилей жизни, друзей, работы, привычек, жен, мужей, моды, школьных программ, взглядов. Никто никого не принуждает к переменам. Все — добровольно. Жажда обновления.
    А я хочу остаться собой. Вот старый дом в поселке, где жили мои дед и бабушка, где родился отец и где я научился ходить. ...


  ... Представляешь, Миша, вот был бы фокус!”



~ Это — не заливная рыбалитература. Попытка рассказать про социологию в художественной форме. Что-то такое просвечивает, но в целом — низачот. "Не верю!"
~ В повести использован оригинальный прием — перемещение героев во времени. (Из аннотации). До чего же патети.
! Берите в руки эту книгу, только если вы с Донецка.

Комментариев нет:

Отправить комментарий