2 мар. 2010 г.

Терри Пратчетт — Мрачный Жнец (1/3)

Терри Пратчетт Мрачный Жнец
  “Народные танцы широко распространены во всех обитаемых мирах всей множественной вселенной. ...

...Они танцуются под синим небом, чтобы отпраздновать оживление почвы, и под холодными звездами, потому что наступила весна и, если повезет, углекислый газ снова растает. Настоятельную необходимость в танцах ощущают как глубоководные существа, никогда не видевшие солнечного света, так и городские жители, чья единственная связь с природой заключается в том, что когда-то они переехали на своей «вольво» овцу.

*  Где личность, там всегда разлад.

*  Вовсе не песок течет внутри жизнеизмерителей. Это секунды, превращающие «быть может» в «уже было».

*  – ТЫ БОИШЬСЯ УМЕРЕТЬ?
    – Дело вовсе не в том, что я не хочу... О нет, я всегда... Видишь ли, жизнь – это привычка, от которой так тяжело отказываться...

*  Человек должен всегда чувствовать уверенность в собственном желудке. Не менее важна и регулярность приема пищи. Все это придает жизни осмысленность.

*  Может, все к лучшему, если хорошенько поразмыслить… Складывай повыше, продавай подешевле – известный принцип. Сплавляй товар как можно быстрее, чтобы потом с видом оскорбленной невинности развести руками и спросить: «Кто? Я?»



*  Три серые фигуры парят над равниной. Их сущность невозможно описать обычным языком. Некоторые люди назвали бы их херувимами, но никакой розовощекостью здесь и не пахло. На самом деле эти существа следили за тем, чтобы сила тяжести работала, а время всегда было отделено от пространства. Можете назвать их ревизорами. Ревизорами действительности.

*  Всякой личности рано или поздно приходит конец. Только силы вечны.

*  Самые недолговечные создания Плоского мира – это мухи-однодневки, они живут не больше двадцати четырех часов. Как раз сейчас две самые старые мухи бесцельно кружили над ручьем с форелью, делясь воспоминаниями с более молодыми мушками, что родились ближе к вечеру.
    – Да, – мечтательно произнесла одна из них, – такого солнца, как раньше, уже не увидишь.
    – Вы совершенно правы, – подтвердила вторая муха. – Вот раньше солнце было настоящим. Оно было желтым, а не каким-то там красным, как сейчас.
    – И оно было выше.
    – Именно так, именно так.
    – А личинки и куколки выказывали к старшим куда больше уважения.
    – Именно так, именно так, – горячо подтвердила другая муха-однодневка.
    – Это все от неуважения. Думаю, если бы нынешние мухи вели себя как подобает, солнце осталось бы прежним.
    Молодые мухи-однодневки вежливо слушали старших.
    – Помню времена, когда вокруг, насколько хватало глаз, простирались поля, поля... – мечтательно промолвила старая муха.
    Молодые мухи огляделись.
    – Но ведь поля никуда не делись, – осмелилась возразить одна, выдержав вежливую паузу.
    – Раньше поля были куда лучше, – сварливо парировала старая муха.
    – Вот-вот, – поддержала ее ровесница. – А еще корова, корова была.
    – А и верно! Верно ведь! Я помню эту корову! Стояла здесь целых... целых сорок, нет, пятьдесят минут! Пегая такая, если память не изменяет.
    – Да, нынче таких коров уже не увидишь.
    – Нынче вообще коров не увидишь.
    – А что такое корова? – поинтересовалась одна из молодых мух.
    – Вот, вот! – торжествующе воскликнула старая муха. – Вот они, современные однодневки. – Она вдруг замолчала. – Кстати, чем мы занимались, прежде чем зашел разговор о солнце?
    – Бесцельно кружили над водой, – попыталась подсказать молодая муха.
    В принципе, так оно и было.
    – А перед этим?
    – Э-э… Вы рассказывали нам о Великой Форели.
    – Да, верно. Форель. Понимаете, если бы вы были хорошими однодневками и правильно кружили над водой…
    – И с большим уважением относились к старшим, более опытным мухам... – подхватила вторая.
    – Да, и с большим уважением относились бы к старшим мухам, тогда Великая Форель, быть может...
    – Да? – нетерпеливо спросила молодая муха. Ответа не последовало.
    – Великая Форель – что? – с беспокойством переспросила еще одна молодая муха.
    Они посмотрели на расходящиеся по воде концентрические круги.
    – Это святой знак! – воскликнула молодая муха. – Я помню, мне рассказывали о нем! Великий Круг на воде. Это символ Великой Форели!
    Самая старая из оставшихся мух-однодневок задумчиво взглянула на воду. Она начинала понимать, что, будучи самой старшей, получила право летать как можно ближе к поверхности воды.

*  Большинство видов проходят собственный путь эволюции, каковой назначается им самой природой. Такой путь является наиболее естественным и органичным. Он пребывает в гармонии с загадочными циклами космоса, которые искренне уверены: ничто не может сравниться с миллионами лет, полными разочарований и ошибок, в конце которых вид обретает моральные силы, а в некоторых случаях даже хребет.
    Возможно, с точки зрения развития видов такой долгий путь оправдан, но с точки зрения развития отдельной особи... Ведь процесс может завершиться созданием обычной свиньи. Жило-было мелкое розовенькое пресмыкающееся, поедало себе корни, надеялось на лучшее – а получилась свинья.

*  Казначей достал часы и открыл крышку.
    Это были новомодные карманные часы со стрелками. Стрелки указывали на четверть десятого. Казначей потряс часы. Под цифрой «12» распахнулась крошечная дверка, из которой высунулась голова еще более крошечного демона.
    – Эй, папаша, завязывай, – рявкнул бес. – Быстрей крутить педали не могу.

*  Конечно, ... после ста тридцати лет жизни смерть, должно быть, обладает определенной привлекательностью. В тебе начинает пробуждаться интерес: а что будет дальше?

*  В Незримом Университете обильной, сытной пище придавалось огромное значение. ... Человек должен всегда чувствовать уверенность в собственном желудке. Не менее важна и регулярность приема пищи. Все это придает жизни осмысленность.
    Но к казначею это не относилось. Ел он немного, а жил за счет нервов.

*  Наверн Чудакулли относился к тому типу жизнерадостных людей, которые искренне и свято верят: то, чем он занимается, должно нравиться всем без исключения, просто они этого еще не пробовали.

*  – А теперь давайте закроем его крышкой и пойдем обедать, – предложил Чудакулли. – Не волнуйся, Сдумс. Это должно сработать. Сегодня – последний день твоей жизни после смерти.
    Сдумс лежал в темноте и слушал, как по крышке стучит молоток. Потом послышался глухой удар, и в адрес декана, который толком гроб удержать не может, понеслись приглушенные проклятия. Стук комков земли по крышке гроба становился все более тихим и отдаленным.
    Спустя некоторое время еще более отдаленный грохот колес возвестил о том, что торговая жизнь города восстановилась. Сдумс даже различал приглушенные голоса.
    Он постучал в крышку гроба.
    – Эй! – крикнул он. – А потише нельзя? Здесь люди умереть пытаются.

*  Сдумс из собственного опыта знал, что живые люди не замечают и половины того, что происходит вокруг, поскольку слишком заняты тем, чтобы быть живыми. А всю сцену видит только тот, кто смотрит со стороны.
    Живые люди не видят ничего необычного и чудесного, поскольку их жизнь исполнена скучных, земных вещей. Но необычное – оно существует!

*  – Но лично я всегда говорю так: не суй свой нос в чужую жизнь, и тебе легче жить будет.

*  – С косой управляться умеешь?
    Билл Двер серьезно задумался.
    – ЧТО-ЧТО, ГОСПОЖА ФЛИТВОРТ, – наконец промолвил он, – А ЭТО Я ТОЧНО УМЕЮ.

*  Приправщик – человек, добавляющий соль и перец к любому блюду, которое бы ему ни подали, вне зависимости от того, сколько приправ это блюдо уже содержит, и вне зависимости от родного вкуса блюда. Психиатры-бихевиористы, которые трудятся на огромную сеть закусочных, разбросанных по всей Вселенной, были первыми учеными, отметившими и выделившими так называемый «феномен приправщика». Быстро сориентировавшись в ситуации, они посоветовали своим хозяевам вообще не добавлять в блюда специи, чем сэкономили миллиарды разного рода местных валют. Документально подтвержденный факт.

*  – Я слышал, вы не только умерли, но вас уже и похоронили, – крикнул садовник, когда Сдумс заковылял прочь.
    – Все верно.
    – Значит, правильно говорят: хорошего человека в земле не удержишь...



Комментариев нет:

Отправить комментарий