Во времена расцвета кейнсианства в 1950-60 годы большинство экономистов и законодателей верили в Phillips Curve, которая якобы представляет взаимосвязь между уровнем инфляции и уровнем безработицы. Идея заключалась в том, что Федеральный Резерв может лечить рецессию (спад в экономике) путем печатания денег, или же что ФР может лечить быстро растущую инфляцию путем повышения процентных ставок. Конечно, каждое из этих лекарств имеет свои побочные эффекты, однако смысл тут в том, что у ФР имеется возможность выбора — какую из двух отрав предпочесть.
Эта кейнсианская ортодоксия была вдребезги разбита в 1970-ых, когда США прошли через "стагфляцию" (stagflation), при которой одновременно наблюдаются как высокий уровень безработицы, так и высокая инфляция. До этого считалось, что такая ситуация невозможна, согласно популярным макроэкономическим моделям. Соответственно, у законодатели остались без четкого выбора. Если Федрезерв поднимет ставки, чтобы сдержать инфляцию, это еще сильнее ударит по экономике. Но если ФР срежет ставки (печатая при этом еще больше денег), проблема с инфляцией станет еще хуже. Вакуум, порожденный этим кризисом, как в теории, так и в политике, был заполнен Рейгановской Революцией и «экономикой предложения» (supply-side economics) — то есть, ориентированной на предложение экономикой.
Сейчас сложно сказать что-то наверняка, но прямо сейчас страна (Штаты) движется прямиком в период очень резких скачков цен и очень сильной рецессии. Я не удивлюсь, если к концу 2009 года общенациональные показатели безработицы и роста потребительских цен будут выражаться двузначными цифрами. ...Запомним? И встретимся здесь спустя несколько месяцев и проверим?
Люди должны перестать беспокоиться "Когда же рынок достигнет дна? В этом месяце? В следующем?". Федеральное правительство уже произвело неисчеслимый ущерб американскому финансовому сектору, и ущерб этот продолжает расти. Подумайте о следующем: помимо совершенно непредсказуемой стратегии "одних мы вас национализируем, другим спишем с их счетов миллиарды плохих активов, а третьим — мы позволим разориться" в отношении крупнейших финансовых организаций, правительство также делает совершенно инфантильные вещи типа запрета игры на понижение. Никто не знает, какие правила на таком рынке будут дейстовать на следующей неделе. В данный момент только дурак станет подставлять собственный капитал под американскую финансовую систему...
Рыночные процентные ставки — это цена, и в таком виде они сообщают нам важную информацию о реальном, лежащем в основе всего, дефиците. Когда центробанки всего мира решают опустить процентную ставку практически до нуля, они парализуют способность мировой экономики исцелить саму себя после взрыва пузыря сверхпотребления недвижимости. Люди по всему миру должны бы прямо сейчас начать делать сбережения, правительства же делают всё, что в их власти, чтобы промотать последние остатки рынка капитала.
Я воздерживался предсказывать, что мы проходим сейчас в период Великой Депрессии № 2. В конце концов, традиционная статистика сегодня не настолько плоха, насколько была в 1930-х. Однако недавняя перебранка вокруг бонусов в AIG склонила меня к тому, что мы находимся в начале этого долгого пути. В частности, комментарий сенатора Charles Schumer – а также предложенный законопроект по их возврату – продемонстрировали, что в этой стране уже нет права собственности:“Я и мои коллеги обращаемся к CEO AIG мистеру Liddy, чтобы он пошел и сказал своим служащим, которые ожидают получить бонусы, чтобы они добровольно от этих бонусов отказались и вернули их. Потому что, если они их не вернут сами, то мы планируем забрать их целиком с помощью налогов. Пусть он скажет этим своим служащим, что если они не вернут эти деньги назад сами, то мы примем новый закон, который позволит нам обложить [налогами] эти бонусы таким образом, что все эти деньги вернутся к своим законным владельцам, а именно — к налогоплательщикам. Так что, парни, которые получили эти бонусы, вы учтите: вам их не удастся удержать.”
{...}
Людям следовало бы понять, что правительство лишь ухудшает ситуацию. Иными словами, ему недостаточно будет сделать шаг назад и спросить само себя: "Хорошо, мы уже частично национализировали банковскую систему страны и довели дело до того, что политики теперь вмешиваются во все крупные бизнес-решения, включая в том числе и вопрос, каким образом менеджмент компаний должен ездить на бизнес-встречи. Каков же эффект?". Напротив. Нам нужно осознать, что по мере того, как положение будет (а оно таки будет) становиться всё хуже и хуже, администрация Обамы продолжит повышать ставки. "Что? Первый транш государственной помощи не помог? OK, давайте займем еще и потратим следующий триллион долларов; может, в этот раз выгорит".
Американскому народу следует готовиться к гипер-депрессии. Будущее по-прежнему не определено, и если парни в Вашингтоне вдруг обретут веру в свободный рынок, то, возможно, этих ужасных последствий можно будет избежать. Однако я (почему-то) не затаил дыхание.
(in toto)
Комментариев нет:
Отправить комментарий