24 июл. 2010 г.

Р. Скотт Бэккер — Падение Святого города (1/4)

Воин кровавых времен. Князь пустоты-2

Князь пустоты — 3
Бэккер Падение Святого города
  “Были в жизни Ахкеймиона такие времена, когда будущее складывалось из привычного, подчинялось жесткому ритму ежедневного рыбацкого труда в тени отца. ...

&  Это и есть власть: слово превращается в дело.

&  Нет большей тирании, чем тирания рабов над рабами.

&  Верить в честь — значит быть внутри, в компании рабов и дураков.

&  Стыд — тварь, пожирающая любую уверенность, обвивающая холодными кольцами самые пламенные души.

&  Умозаключение для кошелька: кошелек управляет рассуждениями людей чаще, чем истина; где звенит, там и правда.

&  Люди окутывают свои действия бесчисленными истолкованиями и предположениями. Они не могут иначе, ибо всегда жаждут смысла.

&  Неведение — стальная основа для уверенности, поскольку себя самого человек не видит, словно спит.

&  Полный ответ получаешь тогда, когда нет вопросов, а не тогда, когда есть знание.


&  — Мерзость.
    — Как и все монументы и памятники. Что они есть, как не протезы, говорящие о нашей беспомощности и немощи?

&  «Предвестник явился, Наутцера. Мир на краю пропасти». Мир на краю пропасти.
    Любые слова, повторенные много раз — даже такие,— теряют смысл.

&  Все именно так, как говорил Айенсис: человек всегда принимает продажность за доказательство невинности.

&  Все люди сдаются, Акка, даже если они ищут власти. Сдаваться — в их природе. И вопрос не в том, сдадутся ли они, а кому именно они сдадутся...

&  — А я? А что будет со мной?
    Ахкеймион поежился. Пьяницы всегда как-то особенно произносят слово «я».

&  — Возможно, они перерисовывали значки, написанные для них кем-то на обрывке пергамента. Похоже, им заплатили. Кто именно — они не знают.
    Несомненно, это нансурец. Очередная мелкая месть Икурея Конфаса.
    — Довольно,— ответила Эсменет.— Пусть их выпорют и вышлют.
    Легкость, с какой слова слетели с ее губ, ужасала Эсменет. Один ее вздох — и эти люди, эти жалкие дураки могли бы умереть в муках. Вздох, который мог стать чем угодно — стоном наслаждения, удивленным вскриком, словом сострадания...
    Это и есть власть, поняла Эсменет: слово превращается в дело. Стоит ей сказать — и мир будет переписан.

&  Если ты запачкал тунику сажей, перекрась ее в черный цвет. Это отмщение.

&  Вот еще один довод против предположения Готагги о том, что земля круглая. Как тогда люди могут возвышаться над своими братьями?
Айенсис. Речь о войне

&  Он видел больше. Странно, как убеждения различаются изнутри и снаружи: то, что считаешь надеждой, истиной и любовью, вдруг оборачивается ножом или молотом — чьим-то орудием.

&  Айнрити, говорил ему когда-то Пройас, верят, будто судьба людей подчиняется непостижимому замыслу великих. В этом смысле, как понимал Найюр, Келлхус действительно был для них пророком. Они всегда жили как добровольные рабы, старающиеся совладать с яростью, толкавшей их против господина. Дороги их судеб были проложены извне и служили их тщеславию, позволяя им унижать себя, но при этом льстить своей огромной гордыне. Нет большей тирании, чем тирания рабов над рабами.
    Но теперь среди них стоял рабовладелец. Почему бы не поработить того, кто и так раб? Так говорил Келлхус, когда они шли через пустыню. Чести в этом нет, но есть выгода. Верить в честь — значит быть внутри, в компании рабов и дураков.

&  Найюр смотрел и слушал. По коже его бежали мурашки, сердце отчаянно колотилось. Обычно он испытывал удовольствие от унижения экзальт-генерала, но сейчас все было иначе. Людей накрыл огромный стыд — тварь, пожирающая любую уверенность, обвивающая холодными кольцами самые пламенные души.

&  Было что-то еще. Страх.
    Возможно, этого следовало ожидать. Как говорил Айенсис, душой человека управляет привычка. Пока прошлое имеет власть над будущим, на привычки можно полагаться. Но прошлое было отброшено, и Люди Бивня оказались опутаны суждениями и предположениями, которым более не могли доверять.

&  — Не надо плакать, Пройас.
    — Но я пытался убить тебя!
    — Все наши деяния кажутся нам истиной, Пройас. Когда то, что нам необходимо, оказывается под угрозой, мы пытаемся сделать это истиной, даже не раздумывая. Мы проклинаем невинных, чтобы сделать их виновными. Мы возвышаем неправедных, чтобы сделать их святыми. Мы сопротивляемся истине, как мать, продолжающая баюкать умершего ребенка.

&  — Охота закончена. Завтра Священное воинство выступает на Ксераш и Амотеу. А я остаюсь.
    — Тобой сделали ход, и больше ничего. В бенджуке каждый ход знаменует новое правило. Даже мертвым не избежать доски.

&  Политика всегда сводится к погоне за выгодой. Не надо быть Айенсисом, чтобы это видеть. Чем выше человек поднимается, тем больше преимущества; чем больше преимущества, тем яростнее борьба.

&  Люди всегда открещиваются от своих желаний, всегда делают то, что логики Поздней древности называют «умозаключением для кошелька»: кошелек управляет рассуждениями людей чаще, чем истина. Как говорят в Сиронже, где звенит, там и правда.

&  Все люди несчастны. Разные у них только объекты одержимости.

&  Потворстовать — значит растить его. Наказывать — значит кормить его. Безумие не признает узды — только нож.
Скюлъвендская поговорка

&  Когда другие говорят, я слышу лишь крики попугаев. Но когда я сам говорю, мне всегда кажется, что это в первый раз. Каждый человек есть мера другого, каким бы безумным или суетным он ни был.
Хататиан. Проповеди

&  Пленник всегда должен помнить о тех, кто принадлежал ему прежде, чтобы не стать одним из них.

Неведение — стальная основа для уверенности, поскольку себя самого человек не видит, словно спит. Полный ответ получаешь тогда, когда нет вопросов, а не тогда, когда есть знание. Моэнгхус научил его спрашивать. Всего лишь задавать вопросы.


Комментариев нет:

Отправить комментарий