13 июл. 2010 г.

Бен Элтон — Второй Эдем (3/4)




&  Правда, которую все знали, но боялись озвучить, заключалась в том, что каким бы весомым ни был аргумент, в устах произвольно выбранного оратора он будет звучать менее убедительно, чем любой даже самый слабый довод, представленный напористой и харизматичной звездой СМИ.

&  Никакая химия во вселенной не в состоянии уничтожить жвачку, которую какой-нибудь антисоциальный ублюдок решил бросить на землю.

&  — Ну, все же понимают, что это совершеннейшая чушь, я могу это предельно четко обосновать в семнадцати простых пунктах. Позвольте начать со второго пункта, потому что он отчасти связан с первым, а отчасти — с третьим. Разумеется, когда придет время, я обращусь и к первому пункту, а уже затем перейду ко всем последующим.

&  Если с утра первым делом ныряешь в собственный бассейн, это замечательно, но если при этом знаешь, что после завтрака тебя не ждут никакие дела, это замечательно вдвойне.

&  Если бы люди всегда говорили правду, они через неделю перегрызли бы друг другу глотки.

&  — Если тебе не нравится слышать ответы, не стоит задавать вопросы.


&  — Это не может быть правдой! — закричала Розали. — „Клаустросфера“ платит нам! Платит мне! Это безумие, они враги. Они ненавидят нас...
    — Конечно, они нас ненавидят, а мы ненавидим их. Но это не означает, что мы не можем вместе вести дела.

&  — На лжи нельзя построить ничего прочного и надежного.
    — Это не так, любовь моя. Ложь так же важна, как и правда, потому что без лжи правда потеряет ценность.

&  — Мы не станем подражать методам своих врагов! — говорили они. — Мы создадим свободную систему, которая поможет нам прийти к свободному миру. Мы должны сами представлять собой то, за что боремся! В противном случае мы окажемся лицемерами.
    Насчет лицемеров — вопрос спорный, однако не подлежит сомнению тот факт, что очень скоро они оказались шутами.
    Отвергнув концепцию лидерства, они выражали свою позицию посредством специальных комитетов, состоящих из случайных спикеров, отсекая себе тем самым возможность общаться с народом. Правда, которую все знали, но боялись озвучить, заключалась в том, что каким бы весомым ни был аргумент, в устах произвольно выбранного оратора он будет звучать менее убедительно, чем любой даже самый слабый довод, представленный напористой и харизматичной звездой СМИ.
    — Если вы потребляете ресурсы и ничем это не компенсируете, рано или поздно они закончатся, — бормотал оратор.
    — Ну и что? Давайте отрываться! — гласил лозунг профессионально разработанной кампании в СМИ, организованной получателями прибыли от эксплуатации ресурсов.

&  У него было мало опыта в проведении допросов, однако он знал, что самое главное — вести себя уверенно. Говорить так, словно тебе прекрасно известна вся правда.

&  Токсины {...} всего за несколько минут с шипением расползлись по плитам, пролившись в водостоки и проникнув в систему водоснабжения. Как выяснилось позднее, в этом кошмаре все-таки был один положительный момент: ядовитая жидкость уничтожила чудовищную, неизвестно что символизировавшую мозаику, покрывавшую площадь. И, что интересно, прилипшая к мозаике жевательная резинка не пострадала, ведь никакая химия во вселенной не в состоянии уничтожить жвачку, которую какой-нибудь антисоциальный ублюдок решил бросить на землю.

&  — Произошел разлом цистерны. Мы предупреждали об этом долгие годы. Не случись катастрофа сейчас, она случилась бы во время следующей перевозки или чуть позже. Жители Европы должны быть благодарны активистам группы „Мать Земля“, доставившим этот смертельный груз прямо под нос правительству. Теперь те, чья жадность, лень или эгоистичное спокойствие привели к этой ужасной аварии, вынуждены лицом к лицу столкнуться с результатами своего бездействия.
    — Ну, все же понимают, что это совершеннейшая чушь, — сказал министр, — я могу это предельно четко обосновать в семнадцати простых пунктах. Позвольте начать со второго пункта, потому что он отчасти связан с первым, а отчасти — с третьим. Разумеется, когда придет время, я обращусь и к первому пункту, а уже затем перейду ко всем последующим.
    Министр отлично справлялся с оценкой масштабов катастрофы. Он не успел изложить и половины своих пунктов, когда камеры выключились и все, в том числе и представитель „Природы“, махнули на него рукой и отправились выпить.

&  — Они просто обнаглели, — пробормотал Джуди, глядя на европейских подростков, скачущих на экране в футболках и шляпах компании „Клаустрофоб“. — Этому ублюдку Толстоу везде нужно успеть. Реклама — это же просто продолжение программы. Контролируй информацию, контролируй рекламу — и продавай все, что хочешь.

&  — Макс, я не понимаю, чем я занималась. Я оглядываюсь назад, и вся моя жизнь кажется мне бессмысленной.
    — Добро пожаловать в мой мир, малышка. У меня почти каждое утро точно такое же ощущение.

&  Элиту французского общества как ничто другое раздражал тот факт, что благодаря американской экономической гегемонии после Второй мировой войны английский язык стал основным языком международного общения. Лингва франка, как его еще называют, словно чтобы усугубить обиду французов. Образованный француз испытывает постоянные страдания при мысли о том, что если бы не пара неудачно закончившихся битв в конце восемнадцатого века, Соединенные Штаты назывались бы „Les Etats-Unis“, „Макдоналдс“ продавал бы „Grand-Macs“, а рок-н-ролл был бы известен как „rocher-et-petit-pain“. Их страдания понятны, и Квебек с Новой Каледонией не в состоянии их утешить.

&  Конечно же препарат очень быстро запретили. Слишком уж велики были пагубные последствия его приема. Людям нужны секреты, а в тот короткий отрезок времени, пока „Уста младенца“ были в продаже, праздничные ужины заканчивались стрельбой, распадались супружеские пары, и даже оказалось, что самые невинные политики таили порой глубоко внутри нелицеприятные мысли о своих избирателях. Ни одно общество не-может существовать без определенной дозы лжи. Вскоре стало ясно, что если бы люди всегда говорили правду, они через неделю перегрызли бы друг другу глотки.

&  Прозвучало три звонка, затем включился автоответчик. Сначала они услышали приветливое обращение Макса. „Ну... Да, привет... в общем, это автоответчик, понятно? Но вы это и так знаете. В общем, короче... оставьте сообщение или не оставляйте... живите, сдохните, жизнь ведь все равно просто сон, верно?.. Пока“.

&  — Послушай. Мне безумно хочется знать, как тебе удается не считать отравление детей безнравственным делом. Нет, честно, меня зацепило. Я знаю, ты умнейший парень и, разумеется, можешь совершить невероятное.
    — Это не безнравственно, потому что все, что мы делаем, случилось бы и без нас, — сказал Толстоу.
    — Я не понимаю, — сказал Макс.
    — Это потому что ты тупой, — ответил Толстоу и приступил к объяснению сути, по всей видимости, самой отвратительной маркетинговой кампании в истории, видевшей, однако, немало ужасов. {...}
    — Сначала я пытаюсь действовать легально, ясно? Пытаюсь понять, когда могут произойти катастрофы, чтобы подготовиться к ним. Для этого я нанимаю на работу всяких ученых и прошу их предсказать, что случится дальше. Спроси, что из этого вышло.
    — И что же из этого вышло? — послушно спросил Макс.
    — Вышло одно дерьмо. Они не угадали ни разу, ни одного разу! Они говорили, что неподалеку от Аляски, возможно, затонет танкер и что, возможно, рванет русская АЭС. Разумеется, это случится! Это я и без них знал! Но мне нужно было знать, когда это случится! А теперь ты убедишься, что мои действия не безнравственны. {...} Итак, получалось, что мои коллеги и я сам знаем, что должно случиться, мы просто не знаем когда. Они дают мне всякие графики вероятности, скажем, десять ядерных катастроф в год, пятьдесят разливов нефти, вымирание тигров в ближайшем времени, и все такое, и я думаю, что ж, если это все равно скоро случится, что страшного, если я организую катастрофу в удобное для меня время. Это все равно что для безопасности притащить с собой бомбу в самолет, потому что шансы, что кто-то еще притащит с собой бомбу на тот же рейс, практически равны нулю. {...} Я подумал, если мои ученые говорят, что в следующие три месяца в Панамском канале затонут два танкера, то почему бы мне не затопить их? Урон тот же самый, зато при этом мы извлекаем огромную национальную и международную прибыль. Всеобщее благо в красивой упаковке.
    — Значит, с твоей точки зрения, устроить экологическую катастрофу — это нравственный поступок, так?
    — Я создавал ситуацию, выгодную как для инвесторов, так и для своих рабочих, и это нравственно, ну а если для этого необходимо устраивать экологические катастрофы, что ж, значит, так тому и быть, — сказал Толстоу. — Поощрение роста и создание рабочих мест — единственная мораль для меня, и в этом мне повезло, потому что моя теория вероятности, вынужден признаться, не выдерживает критики.
    — Теория, что если два танкера и так затонут, то почему бы именно тебе их не затопить?
    — Да. Вообще-то в конце концов затонуло четыре танкера, два наших и два из расчетов ученых.
    — Значит, теория насчет бомбы в самолете — это чушь?
    — Теория классная. Я по-прежнему считаю, что она должна работать.
    — Но она не работает?
    — Нет, как видишь. Не работает.

&  — Эта планета — физический объект, и логика диктует, что ее невозможно потреблять бесконечно. Пойми, Розали, земля, которую мы знаем, погибла, потому что ею управляют люди, а они не способны действовать ответственно! Они способны заботиться только о краткосрочной перспективе.
    — Это просто мерзкое обобщение...
    — Неужели? Да ты что? Позволь задать тебе вопрос. Станет ли политик, баллотирующийся в правительство на следующий год, разрабатывать законы, результат которых появится только после выборов? Я тебе говорю, что не станет. Никто не желает подставлять свою задницу сегодня ради защиты завтрашнего дня, потому что от этого невозможно получить никакой выгоды.


Окончание (Интермедии)

Комментариев нет:

Отправить комментарий