11 окт. 2009 г.

Юстейн Гордер — Мир Софии

Роман об истории философии


Гордер Мир Софии
  “София Амуннсен возвращалась домой из школы. ...

*  К сожалению, вырастая, мы привыкаем не только к силе тяжести, но и к миру как таковому.

*  Рассуждая, человек извлекает истины из самого себя.

*  Наиболее опасны люди, задающие вопросы. Отвечать гораздо безопаснее. В одном-единственном вопросе может заключаться больше взрывной силы, чем в тысяче ответов.

*  — Жизнь и в самом деле печальна и торжественна. Нас впускают в этот замечательный мир, мы встречаем друг друга, знакомимся... и некоторое время идем по жизни вместе. Затем мы расстаемся и исчезаем — столь же неожиданно и необъяснимо, как появились.

*  Оговорки никогда не бывают чисто случайными.

*  Если бы человеческий мозг был настолько прост, чтобы мы могли понять его, мы бы сами были настолько глупы, что все равно не сумели бы его понять.

*  Важно поставить вопрос, а торопиться с ответом не стоит.

*  Сартр: «Человек осужден быть свободным».

*  Не забывай: тот, кто выигрывает в лотерею жизнь, заодно вытаскивает и жребий смерти. Ведь удел жизни — смерть.



*  Грустно, что большинству людей надо заболеть, чтобы оценить, как это здорово — жить!

*  В школе Софии было трудно слушать объяснения учителя. На ее взгляд, он говорил про какие-то несущественные вещи. Нет чтобы рассказать о том, что такое человек... или что такое Вселенная и как она возникла...
    У девочки появилось ощущение, которого она никогда прежде не испытывала: и в школе, и за ее пределами люди поглощены более или менее случайными вещами, тогда как есть сложные вопросы, осмысление которых куда важнее обычных школьных предметов.

*  Почему попытка разобраться в самых важных и в то же время самых элементарных вопросах так усложняет жизнь?

*  Почему нас не удивляет наш мир? Он ведь тоже находится в свободном парении!
    К сожалению, вырастая, мы привыкаем не только к силе тяжести, но и к миру как таковому.
    Похоже, в процессе взросления мы утрачиваем способность изумляться действительности. В таком случае мы лишаемся чего-то важного — что и пытаются пробудить в нас философы. Нечто в глубине души подсказывает нам, что бытие представляет собой великую загадку.

*  Спасибо за прошлый раз. (Такой фразой в Норвегии принято благодарить друг друга за последнюю встречу.)

*  При виде тени ты подумаешь о предмете, который отбрасывает эту тень. Ты видишь тень животного. Может быть, это лошадь, думаешь ты... но ты не уверена. Тогда ты оборачиваешься и видишь настоящую лошадь, которая, конечно же, выглядит гораздо красивее, гораздо четче по своим очертаниям, чем переменчивая «лошадиная тень», «образ лошади». СОГЛАСНО ПЛАТОНУ, ВСЕ ЯВЛЕНИЯ БЫТИЯ СУТЬ ЛИШЬ ТЕНИ ВЕЧНЫХ ПЕРВООБРАЗОВ, ИЛИ ИДЕЙ. Однако подавляющее большинство удовлетворяется жизнью среди теней. Люди не думают о том, что отбрасывает эти тени. Они считают тени единственно сущими, — а потому не воспринимают их как тени. При этом они забывают и о бессмертии своей души.

*  Наши часы не всегда идут одинаково. Одно поколение старится, другое расцветает.

*  А в «Макбете» есть такие слова:
Жизнь — только тень, она — актер на сцене.
Сыграл свой час, побегал, пошумел —
И был таков. Жизнь — сказка в пересказе
Глупца. Она полна трескучих слов
И ничего не значит.


*  — Согласно Спинозе, достичь подлинной гармонии и счастья человеку мешают его страсти, в частности вожделение и тщеславие. Но если мы признаем неслучайность всего происходящего, то можем добиться интуитивного постижения природы в ее целостности, можем прийти к ясному ощущению того, что все взаимосвязано, все представляет собой единое целое. Наша цель — попытаться охватить все одним взглядом. Лишь в этом случае нас ждет величайшее счастье и душевное спокойствие. Такой взгляд Спиноза и называл «sub specie aeternitatis».
    — Что значит?..
    — «С точки зрения вечности». Кажется, мы с этого начали?

*  — Сомнение — первейшая добродетель истинного философа.
    — Мне все вокруг кажется каким-то нереальным.
    — Это называется экзистенциальным страхом и чаще всего связано с переходом к новому знанию.

*  — Мне нужно в школу. У нас будет «уютный час», а потом раздача табелей.
    — Наплюй! Если мы не более чем продукт сознания, значит, удовольствие от «уютного часа» с его кока-колой и разными вкусностями тоже лишь воображаемое.
    — Но табель?..
    — София, ты либо живешь на микроскопическом шарике в загадочной Вселенной — посреди сотен миллиардов других галактик... либо представляешь собой электромагнитные импульсы в мозгу одного майора. И ты еще смеешь говорить о каком-то табеле! Постыдилась бы.

*  Какой бы спокойной ни казалась поверхность моря, это не значит, что в глубине его ничего не происходит.

*  Говорят, что «праздность — идеал гения, а леность — добродетель романтика». Романтики считали своим долгом жить насыщенной жизнью — или же уходить от нее в мечты и грезы. Банальную повседневность они оставляли на долю мещан.

*  Дарвин ... опирался на тот же принцип, что и все истинные философы: важно поставить вопрос, а торопиться с ответом не стоит.

*  Ей вдруг пришла в голову мысль о странности того, что она живет именно сейчас, что это будет ее единственная жизнь и что ей не суждено когда-либо обрести новую.

*  София вспомнила Киркегора, который утверждал, что отличительный признак большинства — ни к чему не обязывающая «болтовня».

*  Сартр видел в свободе человеческое проклятие. «Человек осужден быть свободным, — писал он. — Осужден, потому что не сам себя создал; и все-таки свободен, потому что, однажды брошенный в мир, отвечает за все, что делает».

*  — Когда приходишь к выводу, что ты всего лишь иллюзия в грезящем сознании другого человека, тогда, по-моему, разумнее молчать.

*  — Значит, мы лишь бесплотные духи по сравнению с окружающим.
    — Нет, ты все перевернула с ног на голову. Это окружающее по сравнению с нами — призрачная воздушная сказка.
    — Объясни подробней.
    — Слушай внимательно. Принято считать, будто дух эфемернее пара. На самом деле все наоборот: дух тверже льда.

*  — Ей повезло быть обыкновенным человеком... Теперь она вырастет и станет настоящей женщиной. И у нее будут настоящие дети...
    — И внуки, София. Но каждая медаль имеет оборотную сторону, чему я и пытался научить тебя с самого начала курса.
    — Ты о чем?
    — Я согласен с тобой, что ей повезло. Только не забывай: тот, кто выигрывает в лотерею жизнь, заодно вытаскивает и жребий смерти. Ведь удел жизни — смерть.

  ... Мы поплывем вместе, папа.”


! Эххх. Еще одна книга, читая которую сожалешь, что не прочитал ее раньше. Лет двадцать (или 30) тому назад...

1 комментарий: