27 июн. 2010 г.

Борис Акунин — Сокол и Ласточка (2/2)



&  А только не надо ничего никому доказывать. Вы никому ничего не должны. Кроме самой себя.

&  Увы, даже самые умные из мужчин поразительно тупы.

&  Твердые правила очень упрощают жизнь. Не приходится ломать голову, как следует поступить в трудной ситуации.

&  Пожалуй, самое сильное ощущение – не само счастье, а его предчувствие. Неважно, что именно делает нас счастливыми. Кого – богатство, кого – любовь, кого – победа или открытие. Потом, конечно, окажется, что плод не без червоточины, а горизонт отодвинулся и снова недосягаем, но миг приближения к счастью неомрачим ничем.

&  О, волшебная нить случайностей! Учитель говорил, что в случайность верят только дураки и что просто так, без причины, ничего не происходит.

&  — Ну и что же нам делать? Разве эта задача имеет решение?
    — Всякая задача имеет решение, если она правильно сформулирована.

&  Не надо убиваться. Расставание – не самое страшное, ибо после него остается память. Какое богатство может нажить тот, кто хорошо прожил жизнь? Некоторое количество дорогих воспоминаний. В конце все равно каждый уходит в одиночку. Но чем больше у тебя драгоценных воспоминаний, тем удачней сложилась твоя судьба. В старости ты будешь перебирать эти моменты, словно алмазы и изумруды.


&  По духу Грей не был христианином, он не верил ни в святость жизни, ни в смирение, а лишь в то, что человек – это существо, которое всегда имеет право на выбор. Чем ты сильнее, тем больше твоя свобода выбора, тем шире круг имеющихся возможностей. Руперт не был атеистом; он полагал, что Бог существует, но Его миссия – поддерживать и наставлять слабых, сильные же должны решать свои трудности сами. У Господа и без них забот хватает.

&  Таково уж свойство истинно красивых людей: стоит им исчезнуть, и вселенная тускнеет.

&  Несущественно, из-за чего ты решаешь стоять до конца. Пусть из-за ерунды вроде нежелания спустить раскрашенную тряпку на флагштоке. “Всегда оставайся собой и никогда не сдавайся – вот главный закон жизни”, – сказал мне на прощанье лорд Руперт.

&  — Вы очень одиноки. И всегда были одиноки. Я тоже. Но вас одиночество гнетет, а меня радует. Нет ничего лучше на свете, чем любить одиночество. Поверьте мне, ибо я старше и опытнее вас. Если владеешь искусством одиночества, это делает тебя сильным, свободным и бесстрашным.
    — А как же... любовь? – спросила Летиция. У лорда Руперта нашелся ответ и на это:
    — Любовь – это незащищенность, уязвимость, несвобода и постоянный страх за того, кого любишь и кого можешь лишиться. Я много размышлял о том, что это за штука такая – любовь. И, кажется, понял.
    — Что же это за штука?
    — Любовь необходима тому, кто чувствует, что его сосуд неполон. Тогда человек начинает искать, чем, а вернее, кем, заполнить эту пустоту. Но разве не лучше наполнить свой сосуд самому, стать самодостаточным, свободным – и не нуждающимся в любви?

&  Когда Летиция, сгибая и разгибая пальцы на его руке, рассказывала о детстве, он заметил:
    — Слушаю вас, и сердце сжимается от жалости.
    Она ужасно удивилась, потому что, желая его развеселить, говорила про смешное – в какие игры играл с нею отец.
    — Почему?!
    — Вы любите своего отца гораздо больше, чем он того заслуживает. Не обижайтесь, я человек прямой. Говорю, что думаю. Ваши поступки – всегда, в любой ситуации – были вызваны стремлением завоевать его любовь. Вами владеет одна страсть: добиться, чтобы приязнь отца к вам была не прохладно-снисходительной, а такой же живой и горячей, как ваша любовь. Всю жизнь вы доказываете ему, что достойны этого. Из-за этого учились скакать через препятствия, стрелять, фехтовать. Вы ведь и теперь проявляете чудеса храбрости и самоотверженности по той же причине. А только не надо ничего никому доказывать. Вы никому ничего не должны. Кроме самой себя.

&  Вот еще одна сфера, в которой пернатые выгодно отличаются от двуногих, думал я. Птица может напасть на другую птицу, чтобы отбить самку, защитить свою территорию или отобрать корм. Но никто из нас не станет мучить себе подобных из злобы или корысти. Рабовладение – одна из отвратительнейших причуд человечества, а между тем торговлю людьми защищает закон и оправдывает церковь. Светоч разума, просвещенный и преосвященный Боссюэ пишет: “Отмена рабства означала бы противление Святому Духу, Который устами Святого Петра повелевает рабу не перечить доле своей и не понуждает владельца к освобождению раба своего”. А ведь, казалось бы, всякому разумному существу должно быть ясно: всеобщее счастье и земной рай, которого так жаждут благонамеренные мыслители, наступят лишь тогда, когда вокруг не останется униженных и несчастных...

&  Я страдал из-за того, что лишен дара слова. О, если б я мог поделиться с Летицией уроком, который на прощание преподал мне Учитель!
    Когда Он объявил нам, своим ученикам, что уходит, все наши от ужаса лишились чувств: ... Лишь один я сохранил рассудок – но не присутствие духа. Я молил, стенал, драл из себя перья и вздымал крыльями тучи пыли. “Какой удар судьбы, какое несчастье! – причитал я. – Без Тебя, Учитель, мы все пропадем!”
    И Он сказал мне безмолвно: “Не бывает никаких ударов судьбы и несчастий. Всё это глупости, выдуманные слабаками для оправдания своей никчемности. Пропасть может лишь тот, кто согласен пропасть. Для верно устроенной души всякое событие – ступенька, чтоб подняться выше и стать сильнее. Горестное событие – тем более”.
    Тогда я Его не понял. Но прошли годы, я стал мудрее и теперь знаю: если со мной стряслась какая-нибудь беда, надо, едва пройдет первая боль, встряхнуться и сказать себе: “Зачем это со мной произошло? Ради какой пользы и какого блага? Что здесь такого, от чего моя душа станет выше и сильнее?”
    Еще не было случая, чтоб, подумав, я не нашел ответа.

&  В этом мире надо быть сильным и не сдаваться. Всякое поражение для сильной души становится победой, всякая утрата – обретением.

&  — Человек, у которого слишком много принципов, на этом свете не выживет!
    — Напротив. Твердые правила очень упрощают жизнь. Не приходится ломать голову, как следует поступить в трудной ситуации.

&  Я слушал невероятную историю с разинутым клювом. Судя по обилию неправдоподобных деталей, Гарри говорил правду.

&  Вот уж чего никогда и ни при каких обстоятельствах нельзя делать – это раскаиваться в проявленном великодушии. Какова бы ни была цена. Так говорил мой Учитель, а ему можно верить.

&  — Скорей! Скорей! – покрикивал Логан. Честно говоря, я тоже сгорал от любопытства. Попугаю золото и алмазы вроде бы ни к чему, что мне с ними делать? Но как сладостно открывать сокрытое, находить спрятанное и проникать в потаенное! Для пытливого ума нет наслаждения острей.

&  В Японии говорят: “Самурай не выбирает господина, но счастлив тот, кто служит благородному мужу”.

&  — Это не живые души! – махнул Гарри. – Черномазые вообще не в счет, они нехристи. А Клещ с Пронырой – бессмысленное мясо. Это мы с тобой живые, а они были мумии.
    — Кто-кто?
    Я тоже навострил уши, не уверенный, что правильно расслышал.
    — Мумии – это такие люди, которые по видимости живые, а на самом деле притворяются, – убежденно стал объяснять ирландец. – Я-то давно научился их различать. Есть масса примет. У мумии взгляд тусклый, ей никогда не приходит в голову ни одной необычной мысли. Живет она только ради своего брюха. Господу Богу от этих тварей ни тепло, ни холодно. Неужто ты сам не замечал, что большинство людей какие-то ненастоящие? Будто живут, а будто бы и нет.
    Очень интересное наблюдение, и необычайно глубокое! Оно противоречило догматам всех известных мне вероучении, а между тем я тоже частенько не мог отделаться от ощущения, что многие люди похожи на погасшие светильники – не излучают ни света, ни тепла. {...} Мне показалось, что я начинаю понимать суть этой диковинной теории. Вероятно, корректнее было бы говорить не о “мумиях”, а о людях с непроснувшейся душой – именно так называл Учитель тех, кто живет и умирает, ни разу не задумавшись о высшем смысле своего существования.

&  О СЛУЧАЙНОСТИ НЕСЛУЧАЙНОГО

&  Что тут скажешь? Даже злодейство бывает талантливым.

&  Благородные порывы иногда бывают исключительно некстати. Только усложняют всем жизнь, создавая излишние трудности.

&  Если б девочка могла меня понимать, я бы сказал: “Не надо убиваться. Расставание – не самое страшное, ибо после него остается память. Какое богатство может нажить тот, кто хорошо прожил жизнь? Некоторое количество дорогих воспоминаний. В конце все равно каждый уходит в одиночку. Но чем больше у тебя драгоценных воспоминаний, тем удачней сложилась твоя судьба. В старости ты будешь перебирать эти моменты, словно алмазы и изумруды”.

&  Летиция и Грей сидели на песке рядом, обняв друг друга за плечи, и о чем-то тихо говорили.
    Я не подслушивал. Мысли мои были печальны.
    Мне ниспослан Дар Полной Жизни. Это значит, что я переживу их обоих. Я останусь с тобой, моя девочка, и с тобой, Руперт Грей, пока смерть нас не разлучит. Но сначала мы все долго-долго будем счастливы. Так к чему же умирать раньше смерти? Тем более, никто ведь толком не знает, что она такое и есть ли она вообще.

&  Древняя мудрость гласит: когда решение принято, сомнения превращаются из блага во зло.

&  Лучший способ поддержать любимого человека в минуту слабости – проявить слабость самому.


  ... Получалось красиво.”



Ф. М. (Приключение Третье)

Приключение пятое (Будет ли? Вряд ли.)

Комментариев нет:

Отправить комментарий