14 янв. 2010 г.

В. Мартинович — Паранойя (2/2)



*  У меня есть смутное подозрение, что все ады, уготованные человеку, начинаются еще здесь, на земле.

*  Увы, желать всего плохого — не принято, не принято.

*  Ни флаффа тебе, ни фивера!



*  Лиса. А что такое счастье?
    Гоголь. Я думаю, это свойство, имманентно присущее любому существу. Причем в заранее определенных дозах. Как бы ни била или ни радовала тебя жизнь, счастья у тебя всегда будет одинаково.

У меня есть смутное подозрение, что все ады, уготованные человеку, начинаются еще здесь, на земле. Все, не только ад одиночества. ...ад одиночества является наказанием за те проступки, которые мы совершаем. Зачем ждать наказания в загробной жизни, если все наказание — тут? Попробуй полюбить двоих, и вот тебе ад. Причем не как мучительное воспоминание об уже совершенном, пришедшее накануне конца, а здесь, в реальной жизни, в повседневности. Что бы ни сделал, сделаешь больно. Даже если будешь просто сидеть и читать трехстишие из Акутагавы: «Сорок лет уж смотрю на росу на фиалках, устилающих поле», все равно делаешь больно. Кому-то одному из двоих.

*  К черту литературные ассоциации! Что за привычка все самые серьезные разговоры строить на литературе!

*  — Виктор Иванович,— сказал мужчина все ровно,— большой поклонник вашего таланта.— Анатолий уже собирался хмыкнуть, но следующая фраза мужчины его от этого оградила: — Теперь вылей чай, возьми себе пива и не выёбывайся.

*  — Слушай, вот ты можешь, блядь, так бровями не дергать? Можешь руки свои под стол засунуть и там сцепить, ну? Ну ты ж пойми, ты вот как книжки свои пишешь, а потом их же читаешь, так вот же и сам сейчас для любого следака — "а, б, в". Почесал затылок — задумался. Поднял бровки домиком — испугался. Скрытный ты наш, блядь! От следствия решил утаить тайну! Причем сам пока не понял, что хочет утаить!

*  "Исключительная мера", "скамейка", "убийство" — пауками ощупывали голову Анатолия новые слова. Все это до такой степени не имело отношения к их миру, что хотелось громко рассмеяться, чтобы снять наваждение, и он, кажется, рассмеялся, заставив какое-то плечо справа вздрогнуть. Но самое страшное, что все эти слова — его ли волей, его ли инициативой или естественным стечением обстоятельств — подступили так близко к нему, что именно ими нужно будет изъясняться со следователем. Выпускать на пауков его фразы "что вы делали вечером 18-го ноября?" своих ядовитых пауков, но проблема была в том, что с этими, защитными, пауками у него был легкий напряг. Он впервые играл в эту игру и чувствовал, что рано или поздно может сорваться на обычный, откровенный разговор, без ядов и противоядий, без боевых раундов и пошагового режима. Что, в сущности, было у него в резерве? Этот ... вампир совсем ему не помог. Он не сунул ему в карман тарантула в банке, не подарил связку сушеных пауков-птицеедов, оживляемых тайным заклинанием ("в статье 124 Уголовно-процессуального кодекса написано"). Или нет: он помог ему сильно, очень сильно...: он помог ему понять характер предстоящей беседы. Да, конечно, Анатолий подготовится. Он соберется. Он хорошенько выучит единственный свой боевой прием: "Я не помню". -"Я вообще ничего не помню". При этом, видно, нужно говорить его так, как будто ты действительно не помнишь, ведь, как только следователь поймет, что он проинструктирован, он начнет его "колоть", чтобы это ни значило. А в случае с МГБ это может значить очень, очень многое.
    Но вот беда. Как можно ответить "не помню" на вопрос: "Знали ли вы Елизавету Супранович?" Тут возможно лишь два ответа: "Да, знал". "Нет, не знал". И тот факт, что вызывают, означает, что знал, знал, черт, знал, и они знают, что знал.

*  "Переиграли", значит? "Переиграть" можно сценарий. Переиграть может актер, плохой актер, которому нужно изобразить, допустим, ночь перед допросом в МГБ, и он ходит, дурачок, по сцене, скрипит досками, ходит и нервно пьет чай из граненого стакана. А на самом деле, мой патлатый друг, ночь перед допросом в МГБ — это когда лежишь мышью на собственном диване, и жизни в тебе осталось — на полувдох и полувыдох, ты весь ушел в себя, ты тихий, тебе не до этих вот расхаживаний. Весь допрос-то у тебя в голове, там, изнутри, тебя уже привели к неопровержимым доказательствам лжи, и ты холодеешь, и мокнешь, хотя ты еще не видишь этих доказательств, и вся ветвь беседы со следователем последние полчаса была тобой развита из вопроса "имя, фамилия, адрес прописки". Такой актер — "переигрывает". Вызвать бы его, дурачка, на допрос, да по какой-нибудь статейке серьезной, вот тогда бы играл. Ох играл бы!..

*  Нас всех давно нужно было наказать за то, что в наших городах не видно звезд. Разве может человек идти на допрос и не видеть звезд? Разве это нормальное мироустройство?

*  — А что касается чувства вины и невиновности, то вы ведь сами понимаете, что, идя на допрос в МГБ, мало кто может быть в чем бы то ни было уверен.

*  Или он что-то знает? Проблема в том, что я не знаю, что он знает, и не могу об этом спросить, а он мало того, что знать может многое, но и о том, чего не знает, спрашивать может в лоб. И не дай бог мне соврать о том, что ему известно!

*  — Где состоялась ваша встреча?
    Тот самый вопрос, которого я так боялся.
    — Ну... Я не помню... Я не помню, Евгений Петрович.— Я бы сам себе не поверил, Лиза! Как это жалко смотрелось! Я ожидал дальнейших вопросов и, может быть, даже угроз.
    Следователь опустил голову и откашлялся.
    — Хорошо,— сказал он.— Хорошо.
    Защитная магия ... сработала. "Не помню", кажется, защищало.
    — Я не могу заставить вас это вспомнить,— задумчиво сказал следователь.— Современная медицина не знает препаратов, освежающих память. Обычно у нас в таких ситуациях человека помещают под арест месяца на полтора-два, и у него появляется достаточно времени, чтобы вспомнить все нюансы дела, по которому с ним беседуют.

*  Спасибо, мне можно просто выходить? До свидания, всего хорошего — хотя не уверен, что этим пристальным глазам в бойнице можно желать хорошее, что хорошее не убьет их, не сделает победу добра над злом, но, увы, желать всего плохого — не принято, не принято.

*  когда речь заходит о пиве — я патриот!

*  Как тогда с фон Караяном и Гитлером. Есть такие рукопожатия, от которых не отмыться всю оставшуюся жизнь.

*  Я не буду вас ни в чем убеждать — это не в моих правилах.

*  — Ты что, блядь, думаешь, тебе тут санатория? Да? Думаешь, в санаторию попал?
    Я не мог не отметить про себя архаичный женский род слова "санаторий", делавший его похожим на "ораторию", но вряд ли он знал, что такое "оратория"; решил бы наверняка, услышав, что это какой-то корпус "санатории", но это думал во мне любитель слов, разбитая диафрагма и саднящая шея же продолжали лепетать, помимо всякой моей лингвистической воли:
    — Я не понимаю, не понимаю, не понимаю...
    Диафрагму и саднящую шею этот женский род испугал, им показалось, что человек, говорящий так, употребляющий такие вот формы, может забить сапогами до смерти: он непостижим, он сделан из другого теста и должен физически ненавидеть всех, кто говорит: "санаторий", "санаторий".


  ... И вот я становлюсь в этот Свет, и все мое существо наполняется им, и слепит — сквозь закрытые глаза, меня, отвыкшего за время исповедей от солнышка, и греет, и сообщает мне что-то очень важное, сообщает, Лиза, моя милая, Лиза,— звучание твоего имени, как те две горячие полоски, которые ползут сейчас опять предательски по моим щекам, сообщает твоим голосом, Лиза, что я — буду прощен там, откуда исходит этот Твой Свет, ибо Бог есть любовь, а я люблю Тебя, люблю, люблю, прости и прощай.”



!  Хорошо. Очень хорошо. Страшно.

!  А какой язык... Мммм

2 комментария: