3 июл. 2009 г.

Амели Нотомб — Антихриста

Амели Нотомб Антихриста*  Мне было шестнадцать лет. У меня не было ничего: ни материального, ни духовного богатства. Ни любви, ни дружбы, ни опыта. Не было интересных идей, а была ли душа, я сильно сомневалась. Единственное, что мне принадлежало, это мое тело.
    В шесть лет раздеться ничего не стоит. В двадцать шесть – это давно привычное дело.
    В шестнадцать же – страшное насилие.

*  Мне страшно хотелось «вписаться», хотя бы ради того, чтобы потом с удовольствием «выписаться».

*  Увы, даже тем малым, что нам принадлежит, мы на самом деле не владеем, или, вернее, владение это столь эфемерно, что мы неизбежно всего лишаемся.

*  Смотреть по-настоящему значит смотреть непредвзято.

*  Напрасно думают, что чтение – это бегство от жизни, наоборот, это встреча с квинтэссенцией реальности, и, как ни странно, концентрат оказывается не так страшен, как жиденький раствор будней.

*  Ничего случайного в том, что мы читаем, нет.

*  Посредственность – это равнодушие к добру и злу.



*  Я всегда была одна, что, в общем, вполне бы меня устраивало, будь это по моему собственному выбору. Но это было не так. И мне страшно хотелось «вписаться», хотя бы ради того, чтобы потом с удовольствием «выписаться».

*  Я не могла понять, подруга я для нее или нет. Где тот таинственный критерий, по которому можно судить, приняли тебя в подруги или нет. У меня никогда не бывало подруг.
    Вот, например, она посмеялась надо мной – что это, признак дружбы или презрени

*  – Мои родители не против, – сказала я.
    Христа прыснула. А я сморозила еще одну глупость – спросила:
    – Ты придешь?
    Все вывернулось наизнанку. Я уже не предлагала Христе услугу, а упрашивала ее.
    – Так и быть, приду, – ответила она так, как будто соглашалась, только чтобы сделать мне приятное.

*  Ужасно видеть, как твои родители теряют чувство собственного достоинства.

*  Раньше, до пришествия Христы, одним из моих любимейших занятий было чтение: я укладывалась на диван с книжкой и погружалась в нее с головой. Если она была хорошая, я в ней растворялась. Если так себе, все равно, приятно было отмечать изъяны и скептически усмехаться в неудачных местах.
    Чтение – удовольствие полноценное, а не возмещающее отсутствие других. Возможно, внешне моя жизнь представлялась довольно скудной? Если же посмотреть изнутри, то она напоминала квартиру без мебели, но с роскошной библиотекой: кто умеет сполна наслаждаться излишествами и не очень дорожит необходимым, обозревает ее с восхищением и завистью.
    Никто не видел меня изнутри и не подозревал, какая я счастливая, – никто, кроме меня, ну и отлично. Незаметность была мне только на руку – никто зато и не мешал читать сколько влезет.

*  – Тебе не нравится роман? – спрашивала я.
    – Я, кажется, его уже читала.
    – Что значит «кажется»? Это же все равно, что ты съела, ну... какой-нибудь фрукт, что ли, и сама не знаешь, съела ты его или нет.
    – Сама ты фрукт! – отвечала она и покатывалась со смеху, в восторге от собственного остроумия.
    Мой удрученный вид она считала признаком своей победы и думала, что здорово меня срезала. На самом деле меня потрясала ее глупость.

*  А я ведь была на редкость легким ребенком. За шестнадцать лет никто ни разу на меня не пожаловался, и сама я никогда не упрекала их за то, что они подарили мне жизнь, прелести которой я что-то пока не распробовала.

*  Мне вспомнилась притча о блудном сыне: если уж сам Христос хвалил родителей, которые предпочитают неблагодарного ребенка, то что спрашивать с Христы! Может, они оба, и Христос и Христа, лили воду на свою мельницу – они ведь и сами блудные дети. А я – несчастный послушный ребенок, которому не хватило сообразительности обеспечить себе любовь отца и матери хулиганскими выходками, побегами из дома, хамством и руганью.

*  Собственно говоря, такие, как Сабина и я, сами виноваты в своих бедах: им бы надо искать себе подобных и притираться друг к другу, но их запросы превосходят их возможности, они тянутся к таким, как Христа, компанейским, блестящим, развязным. А потом удивляются, почему такая дружба оборачивается катастрофой, как будто можно ожидать чего-нибудь хорошего от дружбы тигра с мышкой или акулы с сардинкой.

*  – Какие пустяки! – сказала мама.
    Иной раз пожалеешь, что не родилась глухой, слушать такие вещи – радости мало.

*  Я не хотела быть как Христа, но хотела, чтобы меня так же все любили, как ее. Не колеблясь отдала бы я всю оставшуюся жизнь за то, чтобы глаза хоть одного, пусть самого ничтожного, человеческого существа загорелись ради меня несказанной силой и прекрасной слабостью, самозабвением, преданностью, радостной покорностью и слепым обожанием.

*  Я снова пожалела, что от безвкусицы не умирают.

*  Если человек способен любить других, то в нарциссизме нет особого греха.

*  Ни в коем случае нельзя поддаваться на провокации.
    Бездействие требует гораздо больше сил, чем бурная деятельность.

*  Врала бы себе на здоровье, но ведь ее целью было унизить, раздавить меня. Ей непременно нужно было во всем мериться силами и одерживать верх, в том-то все и дело.
    Мне же отношения, построенные на господстве и подчинении, всегда были глубоко противны. Может, потому у меня и не было друзей и подруг. Слишком уж я насмотрелась в лицее да и везде вокруг на то, как под благородным именем дружбы скрываются порабощение, систематическое унижение, дворцовые перевороты, пресмыкательство и даже травля.
    Мне дружба представлялась чистой и высокой, такой, как союз Ореста и Пилата, Ахилла и Патрокла, Монтеня и Ла Боэси – «потому что это был он, потому что это был я», – на меньшее я была не согласна. Не нужно мне дружбы, в которой есть хоть намек на соперничество, подлость, зависть, хоть самое маленькое пятнышко.

Напрасно думают, что чтение – это бегство от жизни, наоборот, это встреча с квинтэссенцией реальности, и, как ни странно, концентрат оказывается не так страшен, как жиденький раствор будней.
    Я каждый день хлебала горькую микстуру, и тяжелее всего в этих испытаниях было то, что не получалось схватиться со злом врукопашную.

*  Драгоценную поддержку я нашла в Бернаносе, которого как раз тогда для себя открыла: Ничего случайного в том, что мы читаем, нет, это еще одно расхожее заблуждение.
    В «Обмане» мне попалась такая фраза: «Посредственность – это равнодушие к добру и злу». Вот оно что!

Комментариев нет:

Отправить комментарий