13 апр. 2009 г.

Максим Фрай — Гнёзда химер

Лабиринты Ехо – 3

Фрай Гнёзда химер обложка*  Ни одна реальность не способна долго оставаться таковой, если ты в нее не веришь.

*  – Как насчет моих вопросов? На них существуют хоть какие-то ответы?
   – Ответы всегда существуют, но они не всегда нам нравятся...

*  – Если душу кто-то покупает, значит она все-таки есть...

*  – Ты думал, у тебя никаких шансов? Так не бывает: это было бы слишком просто. Шанс есть всегда и у каждого. Чего люди не умеют – так это вовремя подсуетиться.

*  – Знаешь, Ронхул, не так уж много людей хотят быть свободными. Рабство затягивает, как пьянство: сначала думаешь: скоро все брошу, еще немножко – и все, – а потом незаметно начинаешь думать: а зачем, собственно, бросать?

*  – Какая тебе разница, кто попросит Варабайбу оказать тебе помощь? {...} Варабайба с одинаковым вниманием прислушивается к любому из бунаба. А иначе он был бы не богом, а самозванцем! Сам подумай: если бы Варабайба считал, что одни его люди лучше других, он бы с самого начала не стал создавать тех, кто по его мнению хуже!

*  – Могу сказать тебе одно, Ронхул: пока человек жив, ничего не пропало. Из любой ситуации всегда есть выход, причем не один, а несколько – и кто ты такой, чтобы оказаться первым человеческим существом во Вселенной, попавшим в действительно безвыходную ситуацию?!

*  – Лучше синица в руках, чем саночки возить...

*  – У меня больше нет планов. Бесполезно! Я уже убедился, что планы приносят только разочарования. Так что я решил просто жить как живется – и все.

*  – Какая разница, чем заниматься – лишь бы получать удовольствие от игры, верно? И иметь шанс пересесть за другой стол, когда почувствуешь, что заигрался.
   – Да. Шанс отойти в сторону – это самое главное. На других условиях я стараюсь не играть.

*  – Любая черная полоса рано или поздно заканчивается. Главное – ухитриться дожить до того момента, когда снова начнет фартить!



*  – Вопрос первый: кто вы такой? Вопрос второй – где я нахожусь? Вопрос третий, самый главный: что вообще, черт побери, происходит?! Рассказывайте!
   – У тебя странная манера изъясняться. Ты говоришь со мной так, словно перед тобой не один собеседник, а по меньшей мере двое.
   – Ладно, перехожу на ты, – согласился я, – нет ничего проще! А как насчет моих вопросов? На них существуют хоть какие-то ответы?
   – Ответы всегда существуют, – философски заявил он, – но они не всегда нам нравятся...

*  Я {...} уже открыл было рот, чтобы возразить, но в последний момент передумал. Правду сказать всегда успею – сначала надо принюхаться.

*  И вообще, у меня есть хобби: не говорить правду, когда можно соврать.

*  Сообщение о том, что у меня не осталось ни одного больного зуба, здорово подняло мое настроение: вообще-то у меня почти железное здоровье – не столько от природы, сколько потому, что мне всегда было скучно и противно болеть – но эти подонки зубы и их верные друзья стоматологи несколько раз умудрялись как следует испоганить мою распрекрасную жизнь!

*  Скорость, с которой я капитулировал, пугала меня самого. До сих пор я предполагал, что вполне способен бороться с обстоятельствами до последней капли крови и искренне гордился этой чертой своего характера. Жизнь показала, что моя гипотетическая стойкость гроша ломаного не стоит – просто до сих пор мне доводилось бороться исключительно с благоприятными обстоятельствами...

*  – Между прочим, я хорошо знаю тот мир, о котором ты вчера рассказывал. У тамошних обитателей просто какая-то мания продавать свои души за сущие пустяки!
   – Да, это правда. Полагаю, для них это – единственный способ убедиться в существовании души, в котором они по скудоумию и невежеству своему сомневаются. А если душу кто-то покупает, значит она все-таки есть...

*  Беда в том, что бессмертие вообще никому не светит, в том числе и мне самому. Так уж все устроено... Вот если бы меня взяли на должность старшего менеджера проекта, когда создавали Вселенную, все было бы устроено по-другому. Но поскольку этого не случилось, теперь уже поздно что-либо менять...

*  – Может быть, вы найдете общий язык... Урги уже давно совсем не похожи на людей, но с ними тебе будет легче договориться... Обычно они все понимают.
   – Редкий талант!

*  – Я выберу неизвестность, да еще и спасибо вам скажу!
   – Это ни к чему: мы не нуждаемся в словах, выражающих благодарность: мы и сами можем произнести сколько угодно таких слов.

*  – Что касается бессмертия – это вообще бред: даже звезды рано или поздно гаснут, а уж они – куда более совершенные конструкции, чем люди... А свою долю могущества каждый получает от рождения. Можно научиться его использовать, можно не научиться, второй вариант, к сожалению, более распространен... Но одолжить его у чужого дяди в обмен на какую-то дурацкую душу – так просто не бывает!

*  – Ты – странное существо. Ты говоришь, как великий мудрец, но чувства, которые ты испытываешь, не свидетельствуют о мудрости, скорее наоборот... Мы видим тебя насквозь: ты волнуешься, тоскуешь и на что-то надеешься, а мудрый человек никогда не станет растрачивать себя на подобные чувства!

*  – Нужный ветер? Что это за штука такая?
   – Ты можешь задать нам еще тысячу подобных вопросов, и даже получить тысячу вразумительных ответов. Но ответ, полученный на словах, не является настоящим ответом: от него нет никакой пользы. Ты не узнаешь, что такое нужный ветер, пока не поймаешь его, или пока он сам не поймает тебя – так тоже бывает...

*  – Я ничего не понимаю!
   – Что ж, по крайней мере, сейчас ты знаешь, что не понимаешь ничего. А если я дам тебе какие-то разъяснения, ты все равно ничего не поймешь, но, чего доброго, решишь, что все понял. Ничего не может быть опаснее неосознанного невежества!

*  Золотое правило следователя – любой человек охотнее всего рассказывает о себе, любимом.

*  – В какую сторону мне идти? На север, на юг? Куда?
   – Я не знаю, что такое север, или юг. Но я догадываюсь, что ты имеешь в виду: ты хочешь, чтобы я указал тебе направление. Ты очень примитивно рассуждаешь, пришелец. {...} Не имеет значения, в каком направлении ты пойдешь. Важно только твое желание добраться до цели. Если ты скажешь себе, что хочешь добраться до Мараха Вурундшундба, и будешь тверд в своем намерении, рано или поздно твои ноги сами встанут на верный путь. Если же тебя одолеют сомнения и колебания – что ж, тогда ты обречен до конца жизни скитаться по лесам Мурбангона... Впрочем, не думаю, что тебе это грозит. У тебя глупая голова неопытного человека, но твое мудрое сердце принадлежит совсем иному существу, с которым ты сам, возможно, еще незнаком. Доверься своему мудрому сердцу и ни о чем не беспокойся – так будет лучше для всех.

*  – Зачем делать одно дело, когда можно сразу два?

*  Мне стало грустно и немного смешно: Мэсэн был чертовски похож на людей, среди которых прошла большая часть моей жизни: когда к ним в дверь стучится единственный и неповторимый шанс начать все сначала, тут же непременно выясняется, что у них дом, хозяйство, полный сарай дерьмоедов на продажу и совершенно нет времени на всякое баловство...

*  – Знаешь, иногда мне кажется, что любое мгновение может продолжаться вечно – просто мы не знаем нужного заклинания, чтобы его остановить.

*  Слова – это всего лишь слова, и обычно они ничего не меняют, вообще ничегошеньки...

*  – Я буду помнить тебя очень долго – может быть всегда... Знаешь, теперь я даже рада, что ты так быстро уходишь – по крайней мере, между нами не случилось ничего плохого: мы не поссорились, и не наскучили друг другу, и мне не довелось проснуться от твоего храпа и почувствовать раздражение, и ты не принялся тискать моих служанок по темным углам, и не клянчил, чтобы я отдала тебе поносить свои лучшие доспехи, и не пытался порезать мясо моим мечом, и не плясал голым в спальне моей мамы... Одним словом, в моих воспоминаниях о тебе не будет ни одного темного пятнышка, и это прекрасно!

*  В конце концов я понял, что мне придется сказать ему правду – просто потому, что врать имеет смысл, когда заранее знаешь, что твоя ложь понравится собеседнику.

*  – Да ты не мельтеши. Рассказывай по порядку. И не злись – ты и так-то не слишком умен, а когда злишься, вообще перестаешь соображать – впрочем, как и все прочие люди...

*  Я был связан по рукам и ногам собственными надеждами – самыми прочными путами, какие только можно придумать.

*  – Ты хочешь сказать, что я должен был продолжить попытки?
   – Если ты действительно хотел, чтобы у тебя хоть что-то получилось, ты должен был продолжать попытки, пока не упадешь замертво!

*  – У меня есть хорошая новость: ты вполне способен справиться с такой работой. И плохая новость: ты вполне способен потратить драгоценное время на пустяки.

*  – Не выпендривайся, нам не смешно, а время уходит.

*  – А когда мы отправимся в путь? Можно сегодня?
   – Вот это правильно. Ты уже понял, что время – это сокровище, которое всегда уплывает из рук. Вообще-то, такие вещи следует усваивать с детства, но лучше поздно, чем никогда!

*  – Скажешь мне, когда устанешь, – снисходительно предложил Вурундшундба часа через два. – У меня нет цели загонять тебя до полусмерти. Да я и сам с удовольствием сделаю паузу. Люблю спать в лесу!
   – Я уже давно устал. Но я подумал, что должен подстраиваться под тебя – пока ноги держат. В конце концов, это путешествие нужно мне, а не тебе…
   – Ты быстро усвоил, как следует разговаривать, чтобы я не считал тебя безнадежным дурнем. Было бы неплохо, если бы ты усвоил не только порядок слов, но и скрытую в них мудрость... Ну да ничего, дело наживное!..

*  – Эти существа отличаются безрассудной храбростью – просто потому что у них не хватает воображения, чтобы представить себе смерть!

*  Бунаба – ребята неулыбчивые, лица у них мрачные от природы. С таким лицом захочешь – не улыбнешься! Поэтому им пришлось изобрести незримую улыбку, ее еще называют сердечной улыбкой – потому, что доброе чувство передается прямо от сердца к сердцу, минуя рожу.

*  – Ничего, Ронхул. По крайней мере, мы не родились страмослябами, и этого у нас уже никто не отнимет!

*  – Бунаба {...} весьма неулыбчивы от природы. У них уголки губ растут вниз. {...} Когда бунаба видят, что человек улыбается, они считают его дураком. И переубедить их потом бывает очень трудно: тут уже ни разумные речи, ни мудрые поступки не помогут.

*  – И вообще, все хорошие люди непременно с какими-нибудь причудами, это я давно заметил!

*  Иногда понимаешь, что одиночество и молчание – это единственные стоящие сокровища в любом из миров...

*  – У [бунаба] принято считать, что хорошие гости затемно не являются.

*  – Люди вообще очень странные существа, – вмешался еще один кырба-ате. – Например у вас почти совсем не растет шерсть. Ну, это я еще кое-как могу понять: природа обидела. Но вы же – разумные существа! Почему вы не носите шубы, чтобы замаскировать свои голые бледные тела?
   – Ладно, – проникновенно сказал я, – вы меня убедили: я непременно постараюсь раздобыть себе шубу. И буду ее носить, честное слово!
   – Вот и умница. Вот ведь, какой молодец: вроде, человек – а соображает!

*  – Слушай, а почему же тогда все остальные рабы тут же не рванули к Варабайбе? Клянчить свободу, богатство и новые агибубы...
   – Некоторые пробовали. Кто-то из них так и не добрался до Варабайбы, кто-то не застал его на обычном месте и вернулся домой, а кто-то действительно получил свободу... Но вообще паломников было не так много, как ты полагаешь. Можно сказать, совсем мало.
   – Почему?
   – Ну а как ты думаешь? Лень, глупость, или просто отсутствие желания что-то изменить. Между прочим, большинство рабов абсолютно довольны своей участью. Быть рабом не так уж плохо, во всяком случае, здесь, на Хое: спокойная сытая жизнь до старости обеспечена, ну а работа, которую приходится делать... Свободные люди, как правило, работают еще больше, и при этом нередко рискуют остаться ни с чем. Ну, конечно, хозяин может обругать, а то и побить, если подвернешься под горячую руку – ну так от плохого обращения свободный человек тоже не застрахован. {...} Знаешь, Ронхул, не так уж много людей хотят быть свободными. Рабство затягивает, как пьянство: сначала думаешь: скоро все брошу, еще немножко – и все, – а потом незаметно начинаешь думать: а зачем, собственно, бросать?

*  – Что он сказал-то?
   – Я и сам не понял. Какую-то чушь о твоем имени: мол, ни к чему его запоминать, поскольку потом придется забыть не только само имя, но и сам факт, что он его когда-либо запоминал, а он, дескать, не так глуп, чтобы забывать то, что запомнил и запоминать то, что понадобится забыть...

*  Сакраментальная фраза знаменитого исландца Греттира Асмундсона: Нет подарка – не надо и отдарка.

*  – Это очень важное правило, Ронхул: выход не просто есть, их всегда непременно несколько!

*  – {...} Ты – чужак, для тебя все мы должны быть равны...
   – Ну не скажи. Люди вообще не бывают равны. Дело не в званиях, конечно... Просто всегда есть люди, которые находятся рядом, и все остальные. Эти самые все остальные действительно в каком-то смысле равны – поскольку ты их не знаешь, и совершенно к ним равнодушен. А вот те, кто находится рядом...

*  Есть еще вариант. Но он потребует времени и усилий – не от меня, а от тебя. Впрочем, это к лучшему: когда сам варишь для себя суп, можешь быть уверен, что в нем окажется ровно столько соли, сколько тебе требуется!

*  – Для того, чтобы вести себя как демон, надо им быть.
   – Это один способ. А есть и другой: чтобы быть демоном, надо вести себя, как демон.

*  – Больше всего на свете мне хочется сказать тебе: {...} лучше синица в руках, чем саночки возить...

*  – У меня больше нет планов. Бесполезно! Я уже убедился, что планы приносят только разочарования. Так что я решил просто жить как живется – и все.

*  О сибельтуунгах никто не знает правды. Иногда мне кажется, так даже лучше: остается простор для воображения! Можно выдумать сколько угодно чудесных историй вместо одной-единственной правды, которая непременно вскоре наскучит, какой бы захватывающей не казалась поначалу...

*  Страх никуда не делся: он поселился в дальнем углу моего сердца, и иногда вылезал на поверхность, чтобы напомнить мне: моя жизнь ничего не стоит, и поэтому может закончиться в любое мгновение... Одним словом, я знаю, каково тебе Ронхул. Приговор зачитан, и какая разница – веришь ты в него, или нет. Ты с ним живешь – этого достаточно.

*  Строгость – не мой стиль. К сожалению. Если уж любишь – какие могут быть строгости! А если не любишь – и возиться не стоит...

*  Я и бровью не повел: зачем тратить время и силы на такое бесполезное занятие как удивление...

*  У меня слишком тяжелый взгляд, и я всегда старался не смотреть пристально на то, что мне дорого.

*  – Я тебе искренне завидую: мне всю жизнь приходилось просыпаться не когда хочется, а когда надо, так что я утратил способность спать в свое удовольствие, даже когда обстоятельства этому не препятствуют – боюсь, навсегда!
   – Ничего, зато ты никогда не испытываешь дурацкое чувство вины перед всем человечеством, вскакивающим на ноги на рассвете – только потому, что ухитрился организовать свою жизнь таким образом, чтобы как можно реже просыпаться до полудня!

*  С кем поведешься, так себя и чувствуешь.

*  – Думаешь, он доберется до Бондоха?
   – А почему нет? Парню в последнее время здорово не везло, а любая черная полоса рано или поздно заканчивается. Главное – ухитриться дожить до того момента, когда снова начнет фартить!

*  – {...} После таких приключений пора бы стать мудрее!
   – Твоя правда. Просто ко мне уже вернулась надежда, а человек, у которого есть надежда, всегда слабее и глупее того, кому нечего терять.

*  – Какая, к черту, разница, где находиться? Лишь бы находиться хоть где-то! А все остальное приложится – не наяву, так во сне...

*  – Но ты сам говорил...
   – Говорил. Мало ли, что я говорил! Слова – это только слова, Ронхул Маггот, сэр Макс, или как там тебя на самом деле... Ты сам всю жизнь врал напропалую – и так наивно веришь словам, которые говорят другие люди!

*  Я храню молчание до сих пор, поскольку сам неоднократно убеждался, что слова, написанные на бумаге и слова, сказанные вслух – отнюдь не одно и то же...

*  Я не тоскую по просторам Хоманы и уж тем более – по людям, которые составляли мне компанию в моих странствиях, поскольку мое сердце не настолько вместительно, чтобы любить людей, утраченных навсегда...


--- Заметки на полях
~  Очередное [забавное] совпадение. Только-только прочитал, как Ринсвинд отработал демоном. Начинаю читать "Химеры". Оп-па, с первых же строк письма чувствуется, что та же участь постигла сэр Макса; кажется, его тоже призвали. А он — ни сном ни духом.

+  Маггот (демон)

+  Страмослябские пираты: Капитан Плюхай Яйцедубович; Героя звали Давыд Разъебанович.
   Етидрєный хряп! Ибьтую мэмэ, утьвлять, етидреть. Урэмя нима! Куляймо! Куляймо хряпа! Куляй суды! Ото тык, етидрєный хряп! Куляй ибуты мэмэ! Пундедрас. Нафуздячим пудурасов! Илдук те у жупень! Куляй на хур! Фак тую мэмэ!

~  Что ж всё так предсказуемо? Каждый поворот сюжета угадывается за несколько шагов. Может, это авторский стиль такой. Гм.

Комментариев нет:

Отправить комментарий