11 янв. 2007 г.

Борис Акунин — Нефритовые четки

Эраст Фандорин — 12

(1881, 1882, 1883, 1884, 1887, 1890, 1891, 1894, 1897, 1899)

Борис Акунин Нефритовые четки обложка
  “На похоронах человека, который собирался стать буддой, публики было до неприличного мало. ...

&  Очень богатые люди похожи на больных, страдающих каким-то малопристойным недугом. Им неловко перед окружающими, а окружающим неловко с ними. Вероятно, даже самые обычные человеческие чувства — любовь, дружба — ... совершенно невозможны. В сердце у него всегда будет копошиться червячок: невеста не меня, а мои миллионы любит; товарищ не со мной, с моими железными дорогами дружит.

&  Отец всегда говорил: "Business — это война, а компания — армия".

&  — Удобно иметь дело с умным человеком. Не приходится тратить время на лишние объяснения.

&  Невежливые люди хороши тем, что с ними самими можно тоже не церемониться.

&  Ох, заблуждается сердобольная русская литература, Николай Васильевич да Федор Михайлович, по поводу "маленьких людей". Таковых на свете нет и быть не может. Не жалеть надо Акакия Акакиевича с Макаром Девушкиным, не слезы над ними, лить, а отнестись с уважением и вниманием. Ей-богу, всякий человек того заслуживает. Чем он тише и незаметнее, тем глубже в нем спрятана тайна.

&  Обходиться малым — тоже искусство. Без каждодневных упражнений оно забывается.

&  Поразительно, до чего детально можно восстановить события недельной давности, если в реконструкции участвует сразу несколько свидетелей.

&  Отличный способ развязать язык молчуну: ошарашить неожиданным наскоком и заставить оправдываться. Этой психологической уловке Анисия в свое время обучил многоумный Эраст Петрович.


&  Не желаете спать, Анисий Питиримович? Тогда нечего зря перину пролеживать. Извольте сделать моцион. Как говорит мудрый Маса, "много гурячи — срадко спачи".

&  Человек, некогда обучавший Фандорина науке побеждать любого противника, говорил: "Когда тебе угрожает животное, неважно тигр или змея, первым делом продемонстрируй, что ты не желаешь ему зла, но и не боишься. Не двигайся, сосредоточь всю энергию "ки" во взгляде. Если запас "ки" у тебя невелик, ты погибнешь. Если силы достаточно, хищник отступит".

&  ...такова уж особенность звездного неба: у всякого, кто глядит на него, сладко щемит сердце. Возможно, мы и в самом деле родом откуда-то оттуда?

&  — Боже, как мне этого не хочется! Но если б мы делали лишь то, что нам нравится, и отказывались делать то, к чему призывает долг, человечество до сих пор ходило бы без штанов.

&  — Позволю себе с вами не согласиться, мой милый Эраст. Добро обязано научиться быть товаром и жить по законам рынка. Одно из глубочайших заблуждений нашей цивилизации состоит в том, что преимущество Добра над Злом всем очевидно и в доказательствах не нуждается. Сатана — не провинившийся ученик Бога. Это две равносильные и равноправные корпорации. Я давно живу на свете и пришла к убеждению, что Добро проигрывает Злу по всем пунктам из-за того, что не умеет себя подать — или, если угодно, продать. Победа Бога над Сатаной и Добра над Злом никем и ничем не гарантирована. Упование в трудной ситуации на Божью помощь — чрезвычайно, безответственная и инфантильная позиция.
    — У нас говорят: "На Бога надейся, а сам не плошай", — согласился Фандорин.
    Мисс Палмер одобрила:
    — Народ, придумавший подобную максиму, имеет хороший шанс на великое будущее. Ведь почему наш мир часто бывает ужасен? Почему в нем так много преступлений? Потому что Зло торгует собой гораздо лучше. Человек появляется на свет, и ему с двух сторон предлагают товар, на выбор: ты можешь быть честным, или быть мошенником; быть верным в любви или развратником; существовать по законам благородства или подлости. Сатана умело зазывает покупателей, убеждая, что быть мошенником и подлецом гораздо выгодней, а развратником гораздо приятней. Надо и Богу тоже перестать кичиться своей правильностью и поучиться законам торговли — если, конечно, Ему не все равно, что с нами станет. Залог победы Добра над Злом — грамотная реклама, красивая упаковка и бонусы постоянным клиентам.

&  — Знаете, вся моя жизнь ушла на то, чтобы убедиться в правоте банальных истин. Нам с раннего детства на ложечке подносят всю мудрость, накопленную человечеством. Каждый день мы слышим: "Тихие воды глубоки", "Пока есть жизнь, есть надежда", "У каждой тучи найдется серебряная подкладка" и прочее подобное, но это все равно что метать бисер перед свиньями. Пока сам не споткнешься об камень, на котором уже падали миллионы раз до тебя, ничего не поймешь и ничему не научишься. Зато, если уж сделаешь свое доморощенное открытие, хочется кричать на весь мир: "Эй, люди! Все слушайте меня! Известно ли вам, что настоящий друг познается в беде? Я только что это обнаружил!" Или: "Ах, как же неправильно вы все живете! Знайте же: не все золото, что блестит". Но кричать бесполезно, только зря горло надорвете. Вот так, мой милый Эраст, я и живу — от одного банального открытия к другому.

&  Никогда не нужно верить репутациям, особенно плохим.

&  — Иногда умные люди бывают хуже простаков, и тогда без простака им не обойтись.

&  Наставник, преподававший Фандорину науку жизни, говорил: "Человек рождается на свет слепым и не прозревает до самой смерти. Но есть три Поводыря: Дух, Разум и Тело. Они будут дергать тебя за рукава, тянуть всяк в свою сторону. Ошибется тот, кто сочтет одного из поводырей главным. Знай, когда и кого слушаться. Только это убережет тебя от заблуждений и не даст сбиться с Пути".

&  Главный смысл прогресса не в удобствах и даже не в безопасности. Развитие цивилизации дает человеку возможность сконцентрировать духовную энергию не на унизительных тяготах бытия, а на его глубинной сути.

&  — Знаете, во время войны между Севером и Югом добровольцам давали временные звания — так называемые бреветные. Солдат-то было много, а кадровых офицеров мало. Ну, я и довоевался до бревет-полковника. Глупый был, храбрый. В двадцать лет мало кто смерти боится.

&  — Про формулу "свобода-равенство-братство" вы отозвались как-то иронически. Разочаровались, что ли?
    — Увы. Это великая иллюзия. Нет ни свободы, ни братства, ни равенства. Судите сами. Ответственный человек не может быть свободным от долга и обязательств, а людям безответственным грош цена. Согласны? Теперь по поводу братства. Когда все люди тебе братья — значит, никто тебе не брат. Родных и любимых не может быть много. С равенством тоже не получается. Люди неравны, и никогда один из них не заменит другого. Это научный факт. И слава Богу, что нет никакого равенства. Есть люди сильные и везучие, вроде нас с вами, — дружелюбно улыбнулся полковник. — С таких и спрос больше. Они должны выкладываться на всю катушку и помогать слабым, но только не делая из них паразитов, не унижая подачками с барского стола.

&  Задача была не из простых. Как завести разговор с барышней, если вы ей не представлены?

&  Руки у него ходили ходуном. Фандорин лишний раз признал справедливость максимы, гласящей: истинная храбрость — не бесстрашие, а сопротивление страху.

&  Благородные поступки требуют некоторой театральности, их нужно совершать красиво.

&  Смелым людям часто снятся страшные сны. Наяву человек такого склада привык подавлять страх усилием воли, но по ночам, когда контроль ослабевает, из наглухо замурованного подземелья памяти выползают картины, от которых храбрец просыпается в ледяной испарине.

&  Давно известно: болтунами лучше всего управляет молчун, а молчунами — болтун.

&  Хоть и полуоглушенный, он все же попытался ударить меня кулаком в лицо. Я, конечно, мог бы уклониться, но не стал этого делать. Отступление, даже временное, лишь укрепляет у врага волю к сопротивлению. Поэтому я бестрепетно принял удар, и еще неизвестно, что было ушиблено сильнее — моя скула или его кулак.


  ... Я попытался облечь стихотворение, услышанное от Шерлока Холмса, в классическую форму пятистишья из 31 слога:
        В Путь трое мудрых,
        Не устрашась тайфуна,
        Поплыли в чёлне.
        Своей краткостью их Путь
        Сравниться мог бы с танка.



Алмазная колесница (Эраст Фандорин—11)

Весь мир театр (Эраст Фандорин—13)

Комментариев нет:

Отправить комментарий