4 нояб. 2005 г.

Роберт Хайнлайн — Чужак в чужой стране

Роберт Хайнлайн Чужак в чужой стране*  Когда-то я думал, что делаю человечеству добро. Мне это льстило. Потом я обнаружил, что человечеству не нужно, чтобы ему делали добро, наоборот, оно отвергает всякие попытки сделать ему добро. С тех пор я делаю добро только одному человеку — [самому себе].

*  — Джабл, что мне делать?
   — Не волноваться. Самое худшее, что ему грозит — это смерть. А она грозит нам всем, не сегодня — так завтра.

*  Длинные слова чаще всего однозначны, а короткие — очень скользкие и меняют свои значения совершенно непредсказуемо. По крайней мере, ему так казалось. Понять короткое слово в человеческом языке — все равно, что набирать воду ножом.

*  Человеческая мудрость на восемьдесят процентов заключается в умении не совать нос в чужие дела.

*  Хорошие манеры не всегда приводят к хорошим результатам.

*  Лишнее "до свидания" не делает человека счастливее.

*  Аналогия еще более скользкая вещь, чем логика.

*  Двусмысленность — отличная маска для некомпетентности.

*  За свою долгую жизнь я не раз убеждался, что все решает женщина, а мужчине остается лишь мириться с неизбежным.

*  Старость не приносит мудрости, она лишь позволяет видеть дальше: как вперед, так и назад. И очень грустно бывает оглядываться на искушения, которым вовремя не поддался.

*  Одного добра недостаточно, к нему нужна мудрость. ... Чтобы добро творило добро, им должна руководить хладнокровная твердая мудрость. Добро без мудрости всегда творит зло.

!!  На самом деле здесь должны бы были быть все цитаты, как минимум. А лучше – всё произведение целиком.



*  — Хорошо, сэр, но как ему объяснить...
   — Объяснять ничего не нужно. Он все равно не поймет. Именно покажите...

*  Секретность порождает тиранию.

*  — Пусть наши яйца живут в одном гнезде.

*  Это невозможно понять, но нужно принять.

*  Трудно ожидать разумного поведения от человеческого существа; большинство людей прямо-таки напрашиваются на неприятности.

*  Ты никак не можешь оказаться у меня в долгу, потому что я никогда не делаю того, что мне невыгодно. Кстати, другие тоже не делают, но я в отличие от многих, еще и осознаю это. Поэтому не изобретай себе долгов, иначе ты начнешь испытывать ко мне чувство благодарности, а это первый предательский шаг к моральной деградации.

*  Я согласен, что каждый виноват в своей смерти сам, но нельзя же давать ребенку в руки динамитную шашку.

*  Он боялся спросить у волка, что случилось с ягненком. Волк мог и ответить. Однако слабости следует преодолевать.

*  Человеческое поведение часто нельзя объяснить логически. Когда же Джабл пытался это сделать, он лишь попусту тратил время и силы.

*  Если Бог существует (в этом вопросе Джабл предпочитал сохранять нейтралитет) и если он хочет, чтобы его почитали (это Джабл полагал маловероятным, но, признавая свое невежество, допускал такую возможность), — то как Он, создатель Вселенной, может принимать почести в таком идиотском виде?

*  Нет, он не может проглотить теорию чистой случайности, популярную среди людей, называющих себя учеными. Случайность не является объяснением Вселенной, случайности не достаточно для объяснения случайных событий.
   Сосуд не может вмещать сам себя.
   Что дальше? Бритвой Оккама не вырезать первичную проблему: природу божественного разума. Есть ли основания для того, чтобы предпочесть одну гипотезу другой? Нет, если ты не разбираешься в проблеме. <в соответствии с принципом "Скальпеля Оккама" (англ. философ-схоласт XIV в.) понятия, не сводимые к интуитивному и опытному знанию, должны удаляться из науки>

*  В молодости он договорился сам с собой: по четным дням считать Вселенную сотворенной Богом, а по нечетным — вечной и неизменной, так как у каждой из этих идей были свои плюсы и минусы. 29 февраля он отвел для отдыха от обеих идей — для хаоса солипсизма в душе и сознании.

*  Вот тебе урок: не доверяй технике более сложной, чем нож или вилка.

*  Мышь — такое же чудо природы, как и слон, и все же разница есть: слон больше.

*  Не в моих правилах будить человека, спящего в сточной канаве. Делать добро — все равно, что лечить гемофилию: лечение заключается в том, чтобы не дать человеку истечь кровью... и позволить ему наплодить новых гемофиликов.

*  — Кто наш Цезарь? Адвокатишка Джо, который не понимает, что наша страна уже не прежняя свободная нация, а сатрап, правящий разноязыкими народами. Дуглас, которого тошнит при виде крови. И ты хочешь его свергнуть, а вместо него посадить человека из другой страны, где жизнь гражданина не стоит и цента, а убийство так же привычно, как насморк? Давай, свергай, только после этого не ходи в одиночку по темным переулкам. {...}
   Прежде чем свергать правителя, нужно хорошо подумать, кто может прийти ему на смену. Демократия — слабая система правления; единственное, что можно сказать в ее пользу — она раз в пять сильнее других систем. Самым главным недостатком демократии является то, что лидеры выражают настроения масс, толпы, но в этом суть системы. Посмотри на Дугласа: невежественный, глуповатый, самодовольный — типичный американец чуть выше среднего уровня. Сравни его с человеком, который может сменить его на посту.
   — Почти никакой разницы.
   — Ошибаешься! Есть разница! Это разница между понятиями "плохой" и "хуже", а она больше, чем разница между понятиями "хороший" и "лучше".

*  Образованный человек понимает, когда лжет, и это ограничивает его возможности. А настоящий шаман должен верить в то, что вещает, тогда его возможности безграничны и вера заразительна. Мне не хватило веры в свою непогрешимость, я не дотянул до пророка, оставшись критиком.

*  Из всей чепухи, которой нам запудривают мозги, самая вредная — альтруизм.
   Люди всегда делают только то, что хотят. Если человеку трудно сделать выбор, если шаг в какую-либо сторону выглядит как жертва, будь уверена: страдания человека в этот момент ничуть не благороднее, чем муки жадности. Они проистекают от необходимости отказаться от одной из одинаково желаемых возможностей. Работяга всегда страдает, когда у него появляется лишний доллар: выпить на него пива или купить конфет детям? Он сделает то, что более приятно и менее затруднительно. По большому счету и негодяй, и святой ведут себя одинаково. ... Святой он или негодяй — он сам выбрал и потому это ему приятно.

*  Выбор — это твоя собственность, которой владеешь без права продажи, передачи или залога. Собственность и собственник составляют единое целое. Ты есть действие, которое предпринимаешь в критический момент.

*  Я понял, почему люди смеются. Они смеются, когда больно, и чтобы было не так больно.
   ...Я думаю, то есть, мне говорили, что смешное — это хорошее. Это не так. Человеку, с которым случается "смешное", не смешно. ... Хорошее — это сам смех. Я вникаю, что смех — это мужество, это помощь в борьбе с болью, стыдом и неудачами.

*  Я честный художник. Я стараюсь пробиться к сердцу читателя и поселить в нем ужас и сострадание... по крайней мере, развлечь, когда ему скучно. Но я никогда не прячусь от людей за вычурными словесами, не стремлюсь похвастаться перед другими писателями "техникой письма". Мне нужна другая оценка — деньги, которые люди отдают за мои книги; платят, потому что им приятно меня читать. Фонд помощи деятелям искусства?! Маразм! Деятели искусства, живущие на подачки таких фондов — неумелые проститутки!..

*  Они отметают неудобные факты, примиряют самые противоречивые теории и ничего не объясняют. Как рассказ, который кончается словами: "Мальчик упал с кровати и проснулся".

*  — Там была такая же атмосфера: внешне спокойная, но чреватая бурей.
   — Образованные люди говорят "аполлоновская".
   — Как?
   — В противоположность дионисийской. В быту это упрощают и говорят "спокойный" и "буйный", что абсолютно неверно. Аполлоновские настроения и дионисийские — две стороны одной медали. Монашка, стоящая в келье на коленях, может испытывать гораздо более сильный экстаз, чем скачущие жрецы Пана. Экстаз — это состояния психики, а не мускулов. Еще одна ошибка — ассоциировать слова "аполлоновский" и "хороший". Респектабельность еще не означает доброты.

*  У меня не было выбора, и я смирился с неизбежным.

*  — Черт меня возьми!
   — Вряд ли у него это получится.

*  Я дам точное определение. Любовь — это состояние, в котором счастье другого является непременным условием твоего счастья.

*  Любовь — нормальное состояние, ревность — патологическое. Нередко незрелый ум принимает одно за другое или ставит ревность в прямую зависимость от любви. На самом деле это несовместимые вещи: ревность не оставляет места любви, и наоборот. Но и то, и другое способно произвести бурю в душе.

*  Этика секса — сложная проблема. Все понимают, что общепринятые моральные нормы здесь не действуют, и каждый старается выработать свой собственный кодекс. Но, живя по собственному кодексу и нарушая общепринятые нормы, мы испытываем чувство вины.
   Ты не исключение. Ты вообразил себя свободным и поступил вопреки морали. Но, столкнувшись с незнакомым явлением, пытаешься его оценивать, исходя из отвергнутых тобой иудейско-христианских моральных догм. Естественно, желудок не справляется. А ты думаешь — это оттого, что прав ты, а они — нет. Брось, тебя тошнит потому, что ты привык заглатывать предрассудки задолго до того, как научился соображать.

*  У большинства философов не хватало ... мужества. Они принимали без изменений принципы: моногамию, семью, воздержание — и смаковали детали, например, пристойна ли женская грудь.
   А больше всего сил они затратили, чтобы придумать, как заставить подчиняться этой морали, игнорируя тот факт, что большинство человеческих трагедий происходит не от неумения соблюдать нормы морали, а от порочности самих норм.

*  Все религии правы в одном: самосознание — это не просто смесь аминокислот.

*  — Здесь не выдержан размер.
   — Иначе нельзя. Нужно дать редактору возможность что-то поправить, он обидится, если не дать. А исправив пару ошибочек, он сроднится с произведением и примет.

*  — Здесь нет обмана. Он сам мог распустить о себе слухи, верные, но недоказуемые.
   — Вы думаете, он на это способен?
   — Не знаю. Я знаю только, что строгая дозировка правды — это самая изощренная ложь.

*  Грех — это чаще всего не абсолютное зло; это то, что сам "грешник" ощущает как зло. Когда ты вместе с ним вникаешь в его грех, может стать больно. Я знаю.

Комментариев нет:

Отправить комментарий