24 дек. 2006 г.

Хольм ван Зайчик — Дело жадного варвара


Дело жадного варвара Хольм ван Зайчик*  — Деньги, говорят, это грязь. Но мы-то знаем, что грязь — это, к сожалению, не деньги. Грязи-то у нас хватило б с лихвой, а вот денег...
*  — Тьфу! Прости. Привычка дурная — все слова съеживать. Время-то оно, знаешь, — жизнь...
    — А гокэ, я слышал, говорят: время — деньги.
    — Смешные...
*  А еще в древности было сказано: наказания бывают пяти видов. Позорящая татуировка, битье палками, обращение в рабство, четвертование и поход армии с целью умиротворяющего вразумления.
*  Помните, Учителя спросили: "Что вы думаете о том, что на зло надо отвечать добром?" Учитель ответил: "Как это? Добром отвечают на добро, а на зло отвечают по справедливости"...

~ Сообразно. Нелепо. Вотще.



*  ...заняться этим вопросом вплотную в свободное от работы время Баг не мог из-за полного отсутствия свободного от работы времени.
*  Ибо сказал же наш великий учитель Конфуций: "Только тот благородный муж достигает успеха, который ежечасно печется о продвижении дела".
*  Мужчины не созданы для отдыха. Мужчина, которому нравится отдыхать — не мужчина, мужчины созданы для трудов и побед.
    И потому все, что у них не получается, женщинам нужно тактично и незаметно делать за них. Ведь не зря в двадцать второй главе "Лунь юя" Учитель сказал: "Женщина — друг человека". Вести себя иначе — себе дороже. Рискуешь даже в постели, вместо того, чтобы получать Великую радость, из ночи в ночь слушать унылые причитания о том, как неправильно устроен мир, как заела суета...
    Для мужчин все, что не подвиг, то суета. Хотя на самом деле это и есть просто жизнь.
    А от подвигов, наоборот, частенько умирают.
*  ...ибо "благородный муж спешит, никуда не торопясь".
*  Нет, не нужно поспешных выводов... Не нужно.
*  Еще наш Учитель Конфуций говорил: "Мелкий человек постигает вещи, тыча в них пальцем, а благородный муж постигает вещи, следуя велениям разума". Озарениям не верить нельзя, грех. Но и кичиться — вот, мол, какая у меня интуиция — грех не меньший.
*  Заботой Богдана было — не дать неприязни помешать работе. Последнее дело — начинать с пререканий.
*  Ведь и Конфуций, призывая выпрямлять кривое посредством наложения на него прямого и отсечения всего, что осталось торчать, не упоминал, что при этом следует проявлять поспешность.
*  Что, интересно, сказал бы Учитель наш Конфуций, увидев, как быстро и как невзначай зарождаются правильные, сообразные церемонии... Наверное, одобрил бы. Сообразное — оно сразу заметно, и в душу входит легко и приятно.
*  Идею надо было написать максимально доходчиво. Потому что ничем, кроме правильно подобранных слов, убедить собеседника в ее справедливости было невозможно.
*  — Учитель сказал: благородный муж содействует людям, если они совершают добрые дела, а мелкий человек поступает наоборот.
    Еще сказал: искусное плетение словес способно перемешать правду с ложью, а нетерпение в мелочах способно расстроить великие замыслы.
    Еще сказал: человеколюбие есть скромность в быту, скрупулезность в делах и честность с людьми; даже находясь среди варваров, нельзя отказываться от всего этого!
*  — Ты записываешь? — от волнения сглотнув, спросил Богдан. Ему вдруг нестерпимо захотелось пить. — Все надо записать. Все его разговоры.
    — А как же, еч Богдан! — отвечал Баг. — Еще бы я не записывал! Даже наш Учитель Конфуций говорил: "Благородный муж лишь записывает и передает то, что говорили совершенные мужи древности...".
    — "...И тем умножает гармонию мира", — закончил Богдан и нервно рассмеялся.
*  Ладно, все не может быть так хорошо, как хотелось бы. Выкрутасы причудливой жизни нужно воспринимать стоически. Думать позитивно, как говорят американцы.
*  — Позвольте ваш драгоценный меч, — мягко, но настойчиво попросил один вэйбин. Баг извлек меч из ножен и рукоятью вперед подал ему. Вэйбин осмотрел простую рукоять, забранную кожей, произвел надлежащее измерение длины лезвия и с поклоном вернул оружие Багу. Баг молча наблюдал процедуру — ведомственные уложения пограничной стражи запрещали пересекающим границы свободное ношение мечей с лезвиями сверх установленной длины. Нельзя сказать, чтобы в этом был какой-то глубокий смысл, ибо человек понимающий может и с обыкновенной вилкой натворить немало. Но уложения есть уложения, и кто мы такие, чтобы не соблюдать их или хотя бы обсуждать?
*  Круг интересов Бага был весьма далек от высокой политики и взаимоотношений Ордуси с варварской периферией. Но, как и всякий образованный ордусянин, он твердо знал, что периферия если и горазда хоть в чем-то, так это в технологиях. Она могла бы даже возгордиться, пожалуй — мелкие люди всегда найдут, чем гордиться — если бы не два обстоятельства.
    Во-первых, девяносто процентов этих технологий никому и даром не были нужны, потому что на поверку оказывались способны лишь усложнять и отягощать человеческую жизнь, делать ее более суетной и нервной, давая взамен лишь иллюзию увеличения возможностей. Один европейский писатель в своей странной, математически глубокомысленной сказке о девочке, попавшей в зеркало, почти полтора века назад сформулировал главный принцип варварской добродетели: чтобы оставаться на месте, надо бежать изо всех сил, а чтобы двигаться, надо бежать вдвое быстрее. Или как-то так. Не в точной цитате суть, а в том, что ни этот алгебраический писатель, никто другой там так ни разу и не сказал внятно: куда бежать? Зачем бежать? К кому и от кого бежать? И потому большинство их хитроумок вызывало у всякого нормального человека лишь ощущение подавленности и душевной пустоты. Словно целая неделя наедине с очень дорогостоящей, очень назойливой, очень умелой и совершенно не любящей женщиной.
*  Совершенное правление — это когда вблизи радуются, а издалека стремятся прийти.
*  Еще Учитель говорил: благородный муж наставляет к доброму словами, но удерживает от дурного поступками.
*  Но разве лишиться денег — это беда? Еще две с лишним тысячи лет назад Учитель сказал: "С теми, кто устремляется к Пути, но стыдится гадкой пищи и ветхой одежды, благородному мужу не о чем разговаривать".
*  — В таком деле, как поход вразумляющей армии, часто бывает много справедливости, но никогда не бывает много человеколюбия.
*  — Правда, хорошая песня, — несколько невнятно из-за подпирающего подбородок кулака и щеки, сдвинутой этим кулаком к уху, выговорил Баг. — Правильная... только грустная.
    — А ты думал? Когда что-нибудь правильное скажешь, почему-то всегда грустно.
*  — Не мне учить вас, драг ечи, основному правилу человекоохранительной науки: наказание преступника должно быть неотвратимым. Не столь уж важно, каким оно будет — прутняки, или бритье головы, или что-то еще. Не столь уж важно, будет ли оно жестоким или мягким. Самое главное — чтобы оно было неотвратимым.
*  — Не надо меня провожать, — сказала она тихо. — Мне придется высоко поднимать ногу, чтобы сесть на мотоцикл... Я не хочу, чтобы вы это видели. Вы знаете, кто я, а для принцессы подобные телодвижения — совершенно несообразны.
    "Как безупречно она воспитана!" — с умилением и восторгом подумал Баг.
    "Будь здесь кто-нибудь из варваров, — с философическим расслаблением подумал Богдан, — он решил бы, что наша жизнь полна лицемерия, коль скоро мы так блюдем условности... Варвару и невдомек, что это просто уважение друг к другу. Ведь когда нет войны, нужды, страданий, позволяющих одному жертвовать собой для другого, как еще выказать уважение? Только соблюдая условности..."
*  — Вот что значит высокая древняя культура! — радостно воскликнула она, с удовольствием выпрыгивая наконец из юбки. — Даже в самой сложной ситуации можно найти взаимоприемлемый компромисс!
    — Только если обе стороны искренне к нему стремятся, — прогудел из спальни минфа Богдан.

Комментариев нет:

Отправить комментарий